ПРЕДИСЛОВІЕ.


Въ предлежащей второй кпигѣ Матеріаловъ для Исторіи города Москвы первое мѣсто по порядку,
а равно но своему содержанію и значенію занимаетъ Строельная книга церковныхъ зе
мель, составленная въ 1657 году и предлагаемая въ сохранившейся Выписи, произведенной по указу 26 іюня 1689 года. С т р о е л ь н о ю она на
именована по тому поводу, что содержитъ въ себе подробное описаніе земельнаго и строительнаго переустройства церковныхъ кладбищъ, существовавшихъ отъ древнихъ временъ при каждой церкви, и который по случаю моровой язвы, опустошившей Москву въ 1654 году, оказались настоль


ко тѣсны, что потребовалось почти при каждой церкви отдѣлить особыя земли для новыхъ кладбищъ.


Въ какой степени была опустошительна смертность обывателей въ это время, указываютъ нѣкоторыя цифры. Такъ въ Кремлѣ въ Чудовомъ монастырѣ осталось въ живыхъ 26 старцовъ, умер


ло 182. Въ Вознесенскомъ монастырь осталось 38 старицъ, умерло 100. По нриходскимъ церквамъ въ боярскихъ дворахъ смертность оказыва


лась еще силыіѣе. На дворѣ перваго боярипа Б. И. Морозова осталось 19 челов., умерло 34 В челов.; у кн. А. Н. Трубецкаго осталось 8 ч., умерло 270; у кн. Я. К. Черкасскаго умерло 423 чел., оста
лось 110 чел.; у кн. Н. И. Одоевскаго осталось 15 чел., умерло 295 и т. д. Съ тою же силою моръ свирѣпствовалъ и въ городскихъ слободахъ:


въ Новгородской сотнѣ осталось 72, умерло 438 ч.; въ Устюжской полусотнѣ осталось 40, умерло 320 чел.; въ Ордынской сотнѣ осталось 43, умер




ло 272 чел.; въ Семеновской слободѣ за Яузою осталось 68, умерло 329 чел. и т. д. Вообще, какъ видно, оставалось въ живыхъ пятая или четвертая


и самое большее третья доля. Старыя кладбища, такимъ образомъ, переполнились до того, что многіе обыватели отводили земли для погребенія изъ своихъ огородовъ и дворовъ.
Моръ, пачавіпійся съ іюля, прекратился къ концу декабря 1654 года. Въ теченіи слѣдующихъ двухъ лѣтъ тѣснота кладбищъ обнаружилась въ полной мѣрѣ и потому послѣдовалъ Государевъ (царя Алексѣя Михайловича) указъ объ устройствѣ новыхъ кладбищъ.
Съ этой цѣлью 22 генваря 1657 года Государь указалъ во всѣхъ мѣстностяхъ Москвы «церкви и кладбища и церковныя земли, и на церковныхъ земляхъ дворы, и кто тѣхъ кладбищъ и церковныхъ земель къ своимъ дворамъ и къ огородамъ принели, и кто близко тѣхъ церквей и церковныхъ земель и кладбищъ живеть,—переписать и перемѣрить изъ Земскаго Приказа».
Черезъ два мѣсяца переписныя и м ѣ р- н ы я книги для описи города Кремля были уже готовы. 25 марта Государь самъ ихъ слушалъ и назначилъ слѣдующее распоряженіе: у четырехъ приходскихъ Кремлевскихъ церквей мертвыхъ по
гребать не велѣлъ, «для того, что у тѣхъ церквей въ моровое повѣтріе погребены умершіе многіе
люди съ язвами и чтобъ отъ тѣхъ язвсныхъ, какъ у тѣхъ церквей умершихъ учнутъ вновь погребать, моровое повѣтріе впредь на люди не учи
нилось..,. и тѣ церковпыя кладбища огородить заборомъ наглухо въ вышину въ полтретья (2Ѵ2) аршина». Могилы, которыя по необходимости остались за заборомъ, были нопличены, то есть покрыты каменными плитами и залиты известью.


Затѣмъ Государь указалъ въ Китаѣ, въ Бѣломъ Каменномъ и въ Земляномъ городѣхъ старыя кладбища точно также огородить такимъ же заборомъ