наглухо и для иовыхъ кладбищъ очистить земли, сколько понадобится, для чего всѣхъ живущихъ на церковной землѣ сослать, а у которыхъ церквей церковной земли будетъ мало, то прирѣзать къ кладбищамъ сколько надобно и изъ бѣломѣсцовыхъ сосѣднихъ земель съ оцѣнкою хоромъ и дворовой земли въ Божью правду, но свя
той Евангельской заповѣди, и дать за тѣ земли
деньги изъ Земскаго Приказа. Новыя кладбища также были обнесены деревянною оградою изъ надолобъ (бревенныхъ стояковъ) ноставленныхъ въ разрѣдку.
При переписи наличнаго состоянія этихъ земель была производима повѣрка съ Писцовыми, Переписными и Строельными книгами прежняго вре
мени, въ длинникѣ и поперечникѣ каждаго владѣнія порознь. Все это и составило содержаніе новыхъ Переписныхъ и Мѣрныхъ книгъ, нослужив
шихъ основаніемъ для предлежащей Строельной книги, въ которой къ переписи и измѣренію земель присовокуплена сверхъ того опись устройства оградъ.
Эта книга, какъ общая Выпись изъ книгъ и дѣлъ Земскаго Приказа появилась такимъ образомъ важнѣйшимъ крѣпостнымъ актомъ для церковнаго землевладѣнія и послужила источникомъ нрава въ дальнѣйшихъ неремѣнахъ въземельныхъ отношеніяхъ.
Такими же крѣпостными актами являются и дополнительныя Писцовыя книги церковныхъ зе
мель, составленныя въ 1679—1686 годахъ (стр. 276—357).
Въ бывшемъ Архивѣ Оружейной Палаты (нынѣ Дворцоваго Вѣдомства) находится иовидимому
оригиналъ или современная копія помянутой Строильной книги въ трехъ частяхъ *), которою въ свое время мы не имѣли возможности воспользо


ваться, такъ какъ достунъ въ сей Архивъ былъ затрудненъ для насъ условіемъ, чтобы извлекае




мый изъ этого Архива свѣдѣнія, касающіяся Исторіи, Археологіи и Статистики города Москвы,


не печатать безъ особаго на то разрѣшенія.
*) Описаніе записвыхъ книгъ и бумагъ старинныхъ Дворцовыгь приказовъ, сост. А. Викторовымъ. Выпускъ II, М. 1883, Ѣ 1163—1165.


Нынѣ мы пополняемъ изъ этой рукописи те


мѣста въ изданной нами Строельной Книгѣ. которыхъ по ветхости списка въ немъ недоставало (стр. 2, 3, 68, 142), частію нѣкоторыя строки, а въ одномъ мѣстѣ (стр. 142) полное описаніе церкви Петра и Павла у Яузскихъ воротъ (см. въ концѣ книги стр. 1601).
Ружная книга 1681 г. (стр. 373) обнимаетъ составъ причта каждаго храма и количество его содержанія денежнаго и отсыпнаго хлѣбнаго, составлявшаго годовую ругу, какъ равно и количе
ство другихъ дачь молебенныхъ, панихидныхъ, праздничныхъ, милостинныхъ и т. и.
Въ этомъ памятник!» мы знакомимся вообще съ благочестивым!» обычаемъ старины доставлять церковному причту должную помощь и пособіе для
иравильнаго, а въ иныхъ случаяхъ даже изобильнаго обезнеченія его жизни, что съ другой сто
роны являлось выраженіемъ глубокаго религіознаго чувства, господствовавшего въ древнемъ русскомъ обществѣ и особенно въ Царскомъ Дворцѣ.
Такъ называемая Руга или Ружный окладъ для духовенства составлялъ особое Государево милостинное жалованье и выдавался изъ Государе
вой Большой казны, изъ Приказу Большаго Дворца и изъ Казеннаго Приказа (сукна). Само со
бою разумеется, что дворцовыя церкви, Кремлевскіе и другіе соборы и монастыри получали руги несравненно больше, чѣмъ остальные нриходскіе храмы. Руга распредѣлялась весьма различно, на
росгала и сокращалась, смотря по составу причта, по особымъ отношеніямъ собора, церкви или монастыря къ царскому богомолью и т. д. Самыя
малын приходскія церкви получали въ годъ около 2 р., больше или меньше, обычно 3 или 4 руб., а иныя по 10 и даже но 30 руб. Соборы и монастыри и нѣкоторыя дворцовыя церкви получа
ли отъ 100 и до 400 руб. и болѣе. Особенно щедрая руга выдавалась причту Благовѣщенскаго
собора, гдѣ протопопъ всегда бывалъ царскимъ духовникомъ, а потому получалъ особо на свое лицо весьма значительную сумму, именно съ 1679 года, уже но уменьшенному окладу, 150 р., да на раздачу милостины въ царскіе дни и другіе праздники 150 руб. Всего на весь соборъ вы


ходило руги почти 902 руб., кромѣ отсыпнаго хлѣба. При этомъ соборъ имѣлъ крѣпостныхъ 745 дворовъ. Между тѣмъ въ Успенскій соборъ выдавали