немного болѣе 145 руб., въ Архангельск^ 138 р. съ алтынами; первый владѣлъ 247 крестьянскими дворами, второй 334 дворами.
Государева Казна, т. е. Приказъ Большаго Дворца время отъ времени, составляя смѣтные спис
ки, провѣрялъ выдачу ружныхъ окладовъ и уменьшалъ цифру руги тамъ, гдѣ это было возможно но возроставшему богатству ружниковъ.
Ружная книга 1681 г., какъ смѣтная роспись, невидимому была составлена для той же цѣли. Въ ней находимъ отмѣтки нанримѣръ для богатаго Благовѣщенскаго собора: «руга отставить, кромѣ духовника, а о духовникѣ, что Государь укажетъ; а псаломщикамъ и ионамарямъ вполовину..... а молебенные давать также.....» Также
и для Успенскаго собора помѣчено: «Быть молебеннымъ деньгамъ, а руга и сукна отставить, а ионамарямъ давать руга....» Для Вознесенскаго монастыря помѣчеію: «Руга давать по ихъ окладамъ съ монастырскихъ вотчинъ, а молебенные и на нонахиды давать но прежнему изъ Государевы казны». Для другихъ богатыхъ монастырей такія по
меты ограничивались одною записью: не давать.
Такимъ образомъ уже при царѣ Ѳеодорѣ Алексѣевичѣ является стремленіе Дворцоваго хозяйства сократить ружные расходы, коль скоро ружники оказывались достаточно обезпеченными другими до
ходами или самая статья дачи оказывалась почему либо излишнею.
Въ этомъ отиошеніи въ высокой степени важна и любопытна слѣдующая затѣмъ Ружная Розмѣтная книга 1699 —1700 годовъ (стр. 423),
составленная для полной и подробной ревизіи всего ружнаго оклада.
Извѣстно, что съ паступленіемъ 1699 года, послѣдняго въ XYII ст., Великій Хозяинь Преобра
зователь задумалъ пересмотрѣть и сдѣлать общій счетъ и отчетъ о состояніи государевой казны и
всякихъ доходовъ и расходовъ по всѣмъ вѣдомствамъ или такь называемымъ Приказамъ. Для
этой цѣли еще въ январѣ 1699 года и по отдѣлу ружныхъ расходовъ взяты были къ Великому Го
сударю счетный книги всѣмъ ружникамъ изъ Приказовъ, откуда они получали свои оклады. Вы
писки изъ этихъ книгъ и составили особую Руж
ную книгу, названную Розмѣтною Книгою по случаю сдѣланныхъ въ ней размѣтокъ или по
мѣтъ относительно каждой статьи ружничьяго расхода. Здѣсь собрана была обширная статистика, коснувшаяся разнообразныхъ цифръ по содержанію Московская духовенства во всемъ его составѣ.
Выяснились въ точности всѣ выдачи, какія оно получало изъ Приказа Большой Казны, денежные оклады, годовое жалованье, и кормовыя, съ Отдаточнаго дворцоваго Двора вино, изъ Большаго Дворца отсыпной хлѣбъ, изъ Казеннаго Приказа за сукно на одежду денежный же окладъ и т. д.
При пересмотрѣ такихъ выдачъ, Государь самолично уиазывалъ, что отставить, гдѣ убавить, что оставить по прежнему, причемъ утверждались
должныя иомѣты его рѣшеній. Богатымъ соборамъ, церквамъ и мовастырямъ, владѣвшимъ крестьяна
ми, прямо было поставлено такое рѣшеніе: «Всѣмъ
дать па произволеніе, буде они крестьянами владѣть похотятъ и имъ руги не давать, а буде ружную дачю имать похотятъ и имъ крестьянами не владѣть». Оставались на крестьянскихъ хребгахъ и отказывались отъ полученія руги только тѣ, ко
торые владѣли зна чительнымъколичествомъ крестьяпскихъ дворовъ. Бѣдные отдавали свои вотчины Государю и оставались на ругѣ. Кромѣ того были
отмѣнены очень многія выдачи, установленныя отъ вѣка прежними Государями по случаю благочестивыхъ обѣтовъ и богомольныхъ выходовъ но праздникамъ и но особымъ днямъ, достойно чтимымъ въ семейномъ быту Государей или въ ряду Государственпыхъ событій.
Остановимся опять на Благовѣщенскомъ соборѣ. Въ 1699 г. за соборомъ числилось уже 638 дво
ровъ крестьянскихъ. Протопопъ-духовпикъ получалъ уже не 300 р., а 515 р. жалованья, мо
лебныхъ и на милостинную раздачу. Ему же отъ исповѣди въ Великій постъ давалось по 100 р.,
еще сукно въ 5 р., да 50 ведеръ вина и 70 пудовъ соли. Государь утвердилъ: «Молебенные давать въ то время, какъ великому Государю выходы будутъ, а милости иные и отъ исповѣди от
ставить. Вина и соли не давать». Съ 201 (1693) года духовникомъ Петра былъ протопопъ Архан
гельская собора Петръ Васильевичу нолучавшій такое же содержаніе, какъ и штатный духовникъ царскаго дома въ Благовѣщенскомъ соборѣ. Госу
дарь и у своего духовника точно также отмѣнилъ его духовническое содержаніе,