Благовѣщенскій соборъ сверхъ другихъ дачь нолучалъ для празднества Благовѣщенія Пр. Богородицы 7 р. и за возженіе свѣщи 7 р. Такъ
было записано въ докладной выпискѣ. Государь рѣшилъ молебенныя для празднества давать только во время пришествія В. Государя, «а на воскъ для свѣчь давать нопрежнему, а за одно возженіе не
давать, для того, что тотъ трудъ, что свѣща засвѣтить, небольшой». Такъ понялъ Государь запись за возженіе свѣщи. Соборяне однако пред
ставили ему слѣдующее любопытное объясненіе этихъ словъ: «Въ томъ де Соборѣ есть чюдотворпый образъ Всемилостиваго Спаса, мѣстиый, что стоитъ у царскихъ дверей, въ началѣ нисанъ 6845 (1337) года, взятъ изъ Великаго Новограда, и иредъ тѣмъ образомъ во многіе времена свѣща сама возжигалася, и за
то чудное возженіе свѣщи учинена имъ дача молебная 7 руб., а въ которомъ году то чюдо было, того имъ пеизвѣстно, потому что записные книги, которые у нихъ были, въ Московское Разоренье утерялись» (стр. 449). Не смотря на то, Государево рѣшеніе осталось въ прежней силѣ.
Выдачи праздничныхъ денегъ соборному архидіакону и дьяконамъ придворныхъ храмовъ за возгласы или за кликанье многолѣтія были также отмѣнены. За то содержаніе соборныхъ звонарей 64 челов. оставленопопрежнему сполна.
Общій денежный расходъ на разныя выдачи причтамъ Кремлевскихъ храмовъ, кромѣ монастырей, простирался до 15.690 р. съ алтынами, изъ
которыхъ было убавлено 6.112 р. съ алтынами, болѣе чѣмъ на третью долю, кромѣ хлѣба, вина и соли.
Иныя выдачи по волѣ Государя получали другія противъ прежняго назначенія. Такъ выдавае
мый въ нѣкоторые монастыри панихидныя по царскихъ родителяхъ и милостинныя велѣно те
перь собирать на окупъ плѣннымъ людямъ. Въ Вознесенскій монастырь такихъ дачь на памяти
тезоименинствъ и преставленій по царицахъ и царевнахъ выходило по 51 р. съ алтынами на каждую намять, всего 518 р.
Теперь велѣно тѣ деньги сбирать «на окупъ плѣннымъ, для того что монастырю питаться безъ того можно доходами крестьянскими, да и въ Архангельский соборъ такой дачи нѣтъ». Всѣхъ
дачь во всѣ ружные дѣвичьи монастыри выходило на 5.630 р. съ алтынами; изъ того но разсмотрѣнію убавлено 3.503 р., болѣе половины. Въ мужскіе монастыри всего выдавалось 2.042 р., убавлено 1.587 р.
Такимъ же образомъ вся руга, выдаваемая нриходскимъ и домовымъ церквамъ, была отмѣнена съ приказомъ: кормиться подаяніемъ приходскихъ людей; причемъ при каждой церкви быль описанъ и составь ея прихода въ количествѣ при
ходскихъ дворовъ. Только тѣ немногія церкви, у которыхъ не было нриходскихъ диоровъ, остались но прежнему на ружномъ положеніи впредь до накопленія такихъ дворовъ.
По общему счету Московскіе ружники получали всего 27.740 р. 15 к.; по Государевымъ помѣтамъ убавлено 13.707 р. 65 к., т. е. на половину.
Хотя эта убавка въ содержаніи Московскаго духовенства произведена съ большимъ вниманіемъ и полною справедливости) къ нуждамъ старинныхъ ружниковъ, однако но своей строгости въ счетахъ и по случаямъ отмѣны такихъ статей,
какъ напр. милостинныя, панихидныя, праздничныя дачи, она не могла быть нріятна большин
ству бѣдныхъ приходовъ, такъ какъ существовавшее старинное отъ вѣка назначеніе руги тому или другому причту вызывалось именно по слу
чаю великихъ нуждъ и недостатковъ его прежняго содержанія.
Вообще содержаніе Ружной Розмѣтной книги сообщаетъ множество разнородныхъ свѣдѣній, весь
ма любопытныхъ и важныхъ для исторіи бытовыхъ отношеній къ концу XVII ст.
Слѣдующая Книга имянная подушная представляетъ въ сущности ревизскую перепись всего состава Московскаго бѣлаго духовенства и принадлежащихъ его вѣдомству разныхъ свѣтскихъ служебныхъ и крѣпостныхъ лицъ за 1727 годъ. Для исторіи церквей и церковнаго причта эта книга содержитъ обильный матеріалъ и вмѣстѣ съ тѣмъ даетъ свѣдѣнія и указанія о церковныхъ нредѣлахъ, о церковныхъ урочищахъ, о количествѣ нриходскихъ дворовъ при каждой церкви и др.
Отдѣлъ Актовъ (стр. 609) заключаетъ въ себѣ разнаго рода оффиціальныя бумаги съ 1576 по 1782 г., какъ то: данныя, купчія, заемныя, за