Общая характеристика.


Въ УІІІ-ой главѣ «Евгенія Онѣгина» Пушкинъ разсказываетъ свою поэтическую автобіографію. Его муза какъ бы растетъ на нашихъ глазахъ; все глубже и многообразнѣе раскрывается его неизсякаемая душа. Въ студенческой кельѣ, въ садахъ Лицея,
слагаетъ она, эта ранняя муза, божественная гостья, свои первые стихи; ее съ Пушкинымъ слушаютъ благосклонно, восхищенно,— и вотъ
Старикъ Державинъ насъ замѣтилъ И, въ гробъ сходя, благословилъ:
такъ символична знаменитая сцена на лицейскомъ экзаменѣ, историческій моментъ, перевалъ на дорогѣ русской литературы; и, олицетвореніе ХУІІІ-го вѣка, старикъ, благословляющій кудряваго мальчика, юнаго орленка, это — самою жизнью поставленный апоѳеозъ, торжественная смѣна столѣтій. Потомъ, спутница кипучей молодости, муза принимаетъ образъ вакханки; ласковая дѣва, она провожаетъ своего поэта въ ссылку и волшебетвомъ только для него внятнаго, для другихъ тайнаго разсказа услаждаетъ ему, невидимка, путь нѣмой, путь одинокій; романтической Ленорой, при свѣтѣ луны, она скачетъ съ нимъ на конѣ по скаламъ Кав
каза, или, уже религіозная, водитъ его на брега Тавриды слу
шать вѣчную молитву моря, таинственный хоръ валовъ, хвалебный
гимнъ Отцу міровъ; муза-дикарка, муза-степнячка, Земфира, она въ глуши Молдавіи печальной бродятъ съ цыганами; при новой перемѣнѣ жизненныхъ декорацій («дунулъ вѣтеръ, грянулъ громъ») она является барышней уѣздной,—прекрасная Татьяна съ печаль
ной думою въ очахъ, съ французской книжкою въ рукахъ; и она же ■— на свѣтскомъ раутѣ, муза-аристократка, княгиня прирожденная.
Такъ разнообразны перевоплощенія всепоэта-Пушкина.