тымъ мѣсяцемъ; 2) когда годъ начинали съ сентября, онъ былъ пятымъ; 3) съ 1700 года онъ постоянно считается первымъ.
Замѣчапія старыхъ людей въ январѣ мѣсяцѣ.
1. Васильевъ день.—Васильевъ вечеръ,—Авсень.— Гаданія. — Проказы вѣдьмъ.
Васильевъ день у нашихъ поселянъ считается особенныиъ времясчисленіемъ. Такъ они, желая напомнить что нибудь былое, говорятъ: «а это было объ Васильевъ день»; или: «случилось на Васильевъ день»; или: «нату пору былъ Васильевъ день»; или «онъ нанялся отъ Васильева дня до Евдокей», то есть съ 1 января по 1 марта.
Васильевъ вечеръ для русскихъ дѣвицъ былъ весьма важнымъ днемъ; онъ приходился на восьмой день святокъ, когда святочныя гаданія были во всемъ разгулѣ. Наши бабушки думали, что святочныя гаданія на Васильевъ ве
черъ всегда сбывались и что въ этотъ вечеръ, что бы по гаданію ни вышло, ужъ всегда такъ и случится. Повѣрье старое, съ незапамятныхъ временъ соблюдается на Руси.
На Васильевъ день совершаются обряды какого-то непонятнаго народнаго праздника. Изъ словъ пѣсенъ и причитаній мы узнаемъ его названіе: это авсень, или овсень,
усень, таусень, говсень. Былъ ли это дѣйствительно праздникъ, какая была цѣль его, или это только соединеніе нѣсколькихъ обрядовъ—рѣшительно отвѣчать невозможно. Изъ оставшихся обря довъ мы видимъ нынѣвареніекаши, засѣваніе зеренъ, обрядъ хожденія по домамъ. Ко всѣмъ этимъ обрядамъ присоединяются и пѣсни. Наши археологи считали авсень «земледѣльческимъ праздникомъ,