прообразовательнымъ обрядомъ обсѣванія»; отыскивали по обрядамъ сходство авсеня съ колядою. Могло ли быть на самомъ дѣлѣ, чтобы зимою на Руси праздновалъ народъ земледѣльческій праздникъ? Это предположеніе ученыхъ останется навсегда безъ доказательствъ. Однимъ только ученымъ могло взойти въ голову, что авсень и коляда указываютъ «на соединеніе миѳовъ разноплеменныхъ народовъ на Руси». Мы уже не говоримъ о томъ, что объ авсенѣ нѣтъ помина ни въ лѣтописяхъ, ни въ актахъ; не упоминаемъ о томъ, чтобы народъ помнилъ объ этомъ праздникѣ изъ преданій; скажемъ только одно: что нѣтъ ни одного мѣста въ русской землѣ, гдѣ бы всѣ обряды совершали вмѣстѣ. Въ одномъ мѣстѣ варятъ кашу, въ другомъ проис
ходите засѣваніе зеренъ, въ третьемъ хожденіе по домамъ. Есть и обряды, но нѣтъ помина объ словѣ авсень. Кажется, что безъ пѣсенъ это слово навсегда могло бы исчезнуть изъ русскаго языка. Вотъ обряды, которые совершаются на Васильевъ день по разнымъ мѣстамъ.
І. Вареніе каши. Вареніе каши совершается до свѣта. Старшая въ домѣ изъ женщинъ, ровно въ два часа утра, приносить изъ амбара крупъ. Старшій изъ мужчинъ при
носить воды изъ рѣки, или колодезя. Крупа и вода стоять на столѣ до тѣхъ поръ, пока истопится печь; до нихъ ни
кто не касается; иначе, это сочтется худымъ признакомъ.
Когда нужно затирать кашу, все семейство садится за столъ, а старшая женщина причитываетъ, размѣшивая кашу: «сѣяли, ростили гречу во все лѣто; уродилась наша греча и крупна и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьградъ побывать, на княжой пиръ пировать; поѣхала греча во Царьградъ побывать со князьями, со боярами, съ честнымъ овсомъ, золотымъ ячменемъ; ждали гречу, до
1*