ніемъ ставить на первый планъ любимую имъ науку. Историкъ политической и государственной жизни съ неменыпимъ успѣхомъ будетъ заявлять свои права на преимущественное къ своей паукѣ вниманіе,
какъ и юристъ, во всей подробности изслѣдующій семейныя и общественныя отношенія жизни народной. Само собою разумѣется, что
исторія церкви и вообще христіанскаго просвѣщенія—торжествеппымъ величіемъ своего предмета оставляетъ позади себя всѣ ирочія отрасли исторической науки.
Человѣку, не спеціально занимающемуся литературою, ничтожнымъ должно казаться ея легкое, игривое содержаніе, передъ колос
сальными вопросами исторіи государства, церкви, юридическихъ и граждаискихъ отношеній. (Наука о природѣ.)
Пѣсни, сказанія и сказки, преданія, театральная игрища и представленія, и другія досужія забавы ума и воображенія, какъ все это мелочно и ничтожно передъ насущными потребностями жизни дѣйствительной, которая безъ устали ищетъ пропитанія и довольства въ промыслахъ и торговлѣ, ждетъ суда и расправы передъ судьею,
охраняетъ свое отечество отъ враговъ грозою оружія, или заявляетъ свои государственныя права въ европейскихъ трактатахъ! Возьмемъ ли мы одного человѣка, или цѣлое общество, или даже весь народъ и государство, въ каждомъ изъ этихъ круговъ жизнь человѣческая отмѣчаетъ свои эпохи и періоды именно только тѣми важными явленіями, которыя составляютъ содержаніе исторіи церкви, государства юридическихъ, финансовыхъ, промышленныхъ и другихъ тому подобпыхъ отношеній, которыя отодвигаютъ на самое послѣднее мѣсто скромныя забавы литературнаго досуга.
И однако—странное противорѣчіе въ человѣческой природѣ! Чѣмъ болѣе преуспѣваетъ народъ въ жизни дѣйствительной, чѣмъ болѣе совершенствуется на пути гражданственности, тѣмъ шире раз
вивается его литература. Чѣмъ болѣе предается онъ важнымъ иптересамъ жизни государственной и общественной, тѣмъ неотразимѣе чувствуетъ онъ потребность въ литературномъ общеніи. Потому-то литературы западныя разнообразнѣе и богаче литературы русской.
Стало быть, подъ легкою игрою словеснаго произведенія кроется нѣчто болѣе существенное, нѣчто необходимое для нравственнаго бытія и отдѣльнаго человѣка, и цѣлаго народа.