его собственная система. Слѣдовательно, на первомъ планѣ нашей науки дѣлать особенное удареніе на системѣ историческихъ періодовъ значило бы въ самомъ началѣ посягать на ту самостоятель
ность и отчетливость, которыя въ прошедшей лекціи были признаны за главное ручательство въ успѣшномъ изученіи литературы.
Однако, уступая естественному желанію всякаго оріентироваться, или говоря по русски, опознатъся на новомъ пути, на который онъ входить, уступая обыкновенному любопытству всякаго читателя просмотрѣть въ оглавленіи главы той книги, которую потомъ онъ при
мется читать, я полагаю возможнымъ и даже не лишнимъ сообщить самое краткое оглавленіе важнѣйшихъ періодовъ исторіи русской
литературы, единственно съ тою цѣлію, чтобъ, указавъ на неизвѣстное, возбудить вопросы, рѣшеніе которыхъ будетъ современемъ явствовать изъ подробнаго изложенія.
1-й періодъ, до-историческій и языческій, до принятія Русью христіанской вѣры.
2-й періодъ—начатки христіанскаго просвѣщенія въ древней Руси, до татарскаго ига.
3-й періодъ, татарскій, до второй половины XY вѣка, когда окончательно утверждается господство Москвы надъ старыми городами.
4-й періодъ—московскій, объемлюіцій вторую половину XV вѣка и XVJ вѣкъ.
5-й періодъ, отъ начала XY1I вѣка и до Ломоносова: это періодъ сближенія Руси съ Западомъ, и наконецъ,
6-й періодъ, отъ Ломоносова до нашихъ временъ: господство западно-европейскихъ началъ въ русской литературѣ.
Сколько недоумѣпій и вопросовъ предлагаетъ этотъ краткій перечень!
Періодъ до-историческій, и однако въ исторіи литературы: странное, непозволительное противорѣчіе! Какъ можете знать исторія то, чего еще не было записано на ея страницахъ? И какое
дѣло намъ, русскимъ, народу историческому, быстро идущему впередъ, до того, что было когда-то такъ давно, чего пе помните и сама исторія? Не ученая ли это тонкость, интересная для спеціалиста и необязательная ни для кого? Или же и въ народѣ истори