Подробности о нѣжныхъ супругахъ, безъ сомнѣпія, принадлежать поэтическому воображеиію католическаго проповѣдника, но оффиціальный докладъ бѣсовъ своему сатанѣ, составляющей основу этой повѣсти, заимствованъ изъ аскетическихъ повѣствованій. Въ нашихъ Прологахъ, подъ 10-мъ числомъ ноября, читается слѣдующее Слово душеполезно отъ Патерика. „Разсказывалъ одинъ изъ Ѳиваидскихъ старцевъ: „я былъ сынъ идольскаго жреца. Когда еще былъ я малъ, сиживалъ въ храмѣ идольскомъ, и много разъ видѣлъ, какъ мой отецъ приносить идоламъ жертвы. Однажды тайно вошолъ я вслѣдъ за нимъ и увидѣлъ: сидитъ сатана и передъ нимъ воины. И вотъ одинъ изъ бѣсовъ кланяется ему. Сатана спросилъ его: „откуда пришолъ ты?“ Тотъ отвѣтствовалъ: „я воздвигнулъ брань и сотворилъ пролитіе крови, и пришолъ возвѣстить тебѣ о томъ.“ И сказалъ ему сатана: „во сколько времени все это сотворилъ ты?“
Тотъ отвѣчалъ: „въ теченіе сорока дней. И велѣлъ его сатана бить, воскликнувъ: „это столько времени потерялъ ты!“ Потомъ пришолъ другой и поклонился, и па вопросъ: „откуда пришолъ? отвѣтствовалъ: „я былъ на морѣ и воздвигъ вѣтеръ, и, потопивъ корабль, погубилъ множество народу, и вотъ пришолъ возвѣстить тебѣ.“
Сатана спросилъ: „во сколько времени совершить ты это? — „Въ двадцать дней.“ Но его велѣно было бить за промедленіе. Пришолъ третій и поклонившись сказалъ: „вонъ въ томъ городѣ былъ бракъ,
и я воздвигнулъ брань и многое кровопролитіе сотворилъ, и поссорилъ жениха съ невѣстою, и пришолъ возвѣстить тебѣ.“ Но и этого
много били за промедленіе, потому что только на это одно ѵпотребилъ онъ цѣлые десять дней. Но вотъ пришолъ еще одинъ изъ лукавыхъ служителей и говорилъ: „былъ я въ пустынѣ, тридцать лѣтъ боролся съ однимъ монахомъ, и только въ эту ночь успѣлъ искусить его блудной страстью. Слышавъ это, сатана всталъ, снялъ вѣнецъ со главы своей и возложилъ на голову лукаваго духа, и, посадивъ его съ собою на престолѣ, сказалъ: „великое дѣло со
творилъ ты. И присовокупилъ къ этому благочестивый старецъ: „во истину все это я видѣлъ, и, помысливъ о томъ, какъ великъ чинъ монашескій, вышелъ изъ идольскаго храма, и вступилъ въ монахи. *)
*) Пфейфферъ не знаетъ источниковъ этой 8-ой повѣсти.