Этотъ фактъ въ исторіи нашей поэзіи достаточно говорить въ пользу той мысли, что ни Новгородъ, ни Псковъ въ теченіе своей многовѣковой дѣятельности пе успѣли выработать для себя такихъ обіцественныхъ и политическихъ началъ и учрежденій, которыя могли бы своею прочностью заявить права на существованіе, на возрожденіе или даже на симпатическое воспоминаніе въ народныхъ пѣсняхъ и расказахъ.
Въ настоящее время, когда исторія сгладила подъ одинъ уровень старые города съ Москвою, когда и самая Москва только слыветъ столицею, а стала такимъ же губернскимъ городомъ, какъ Кіевъ или Новгородъ, въ настоящее время смѣшно было бы строить воз
душные замки, представляя изъ себя партизана Москвы противъ Новагорода и другихъ старыхъ городовъ, а еще тѣмъ смѣшнѣе было бы наивно мечтать о возстановленіи старины въ какомъ бы то ни было старомъ городѣ, преклонившемся нѣкогда передъ Москвою, и,
кромѣ своихъ святынь, не оставившемъ по себѣ никакого слѣда въ политической и общественной жизни народа.
Немногія преданія, историко-эпическаго содержанія, въ родѣ былинъ о Владимірѣ-Красномъ-Солнышкѣ или объ Ильѣ Муромцѣ, преданія, случайно удержавшіяся между мѣстными жителями, какъ во Владимірѣ о Кучковичахъ, даютъ намъ разумѣть, что фантазія народная нѣкогда поэтизировала надъ судьбою Новагорода. Такъ напримѣръ и теперь еще около Валдая слыветъ преданье, будто когда везли изъ Новагорода вѣчевой колоколъ, знаменитый своимъ чистымъ звономъ, нечаянно уронили и разбили его на части; мѣстные жители будто бы собрали эти остатки вѣчеваго колокола, и, по
частичкамъ бросая ихъ въ растопленную мѣдь, стали лить свои* знаменитые Валдайскіе колокольчики.
Что же касается до покоренія Новагорода Іоанномъ ИТ, то событіе это въ мѣстпыхъ расказахъ совершенно затемнено, будучи смѣшано съ расказами о какой-то страшной казни, которою казнилъ Новгородцевъ Царь Иванъ Грозный, а Грознымъ—какъ извѣстпо называли и Іоанна III. Это преданье, утративъ свою стихотворную форму, которая всегда спасаетъ преданья отъ искаженія—и слѣдовательно подвергшееся случайнымъ дополненьямъ простонароднаго вымысла, имѣетъ однако ту интересную черту, что приводитъ въ стол