имъ поиамъ Троицкимъ (т. е. Соборнымъ) не велѣли со владыкою служить, а просвирнямъ просвиръ для владыки не велѣли печи“ *). Ясно, что и въ дѣлѣ Псковскомъ сильно замѣшано участье духовенства, какъ и въ катастрофѣ Новагорода. Каково бы ни было это участье, оно не осталось безплодно для исторіи пашей литературы, какъ увидимъ ниже.
Но теперь, для полнаго обозрѣнія главнѣйшихъ историческихъ событій, отразившихся въ словесности, мы должны обратиться къ народнымъ пѣснямъ **). Онѣ уже величаютъ Москву, прославляя подвиги Царя Ивана Грознаго, который своею колоссальною лич
ностью заслонилъ въ памяти народной всѣхъ своихъ предгаественниковъ.
ЛекЦIя 62-я.
Читана 20-го сентября 1860 года.
Каковы бы ни были политическія причины паденія Новагорода и Пскова, но въ отношеніи литературномъ для насъ важны не дѣйствительные факты, а тѣ убѣжденія, которыя наши предки соединяли съ этими фактами, и которыя они выразили въ произведеніяхъ литературы той эпохи.
По убѣжденіямъ древней Руси, не только Московской, но и Новгородской, Великій Пресловущій Новгородъ палъ за свои тяжкія прегрѣшенія. Не смотря на потерю своей самобытности и старины, Новгородцы не исправились въ жизни, прилагая грѣхи ко грѣхамъ.
Наконецъ, въ началѣ ХУІ в., передъ. тѣмъ самымъ временемъ, какъ было пасть и Пскову, настала для Новагорода страшная година:
Господь Богъ во гнѣвѣ своемъ рѣшилъ стереть этотъ городъ съ лица земли, если не принесутъ его жители полнаго раскаянія въ сокрушенпомъ сердцѣ.
Это было при Новгородскомъ архіепископѣ Серапіонѣ (f 1516 г.), причисленномъ нашею Церковью къ лику Святыхъ.
Между тогдашними Новгородскими сказаньями есть одно о явленіи Варлаама Хутынскаго, въ высокой степени поэтическое, и особенно
*) Лѣтописи т. 4, стр. 287.
**) Смотр, въ Древнихъ Русскихъ Стихотвореніяхъ стр. 37—44, стр. 284—287,
стр. 326—336, стр. 113—122.