скою свитою прибыла въ Москву изъ Рима. Впрочемъ, надобно сказать правду, что въ отношеніи образованія немного могла выиграть тогда Москва отъ Грековъ, нравы которыхъ были до того шатки,
что дядя Софіи, Димитрій, отдалъ свою собственную дочь Магомету въ Сераль только за городъ во Фракіи, а брать Софіи, Мануилъ предпочелъ Москвѣ дворъ Турецкаго султана, милостями котораго пользовался до самой своей смерти. За то Москва пріобрѣла то, чѣмъ издавна превосходилъ ее Новгородъ. Она внесла въ свои стѣны вліяніе западное, если еще не въ отношеніи литературныхъ идей,
то въ искусствахъ, и сначала въ такихъ, которыя не могли вредить чистотѣ православныхъ иреданій. Вызваны были изъ Италіи не живо
писцы, которые могли бы уронить святочтимое значеніе иконописи, но архитекторы, которые уже при Іоаннѣ III своими работами дали Москвѣ право со временемъ прослыть по всей Руси бѣлокаменною*).
Итакъ—первое событіе, опредѣлившее для Москвы новую эпоху въ исторіи образования и литературы—было паденіе Византіи. Два другія, утвердившія политическое господство Москвы надъ старыми городами—и окончательно упрочивгаія за Москвою ея права на само
стоятельную литературную дѣятельность—были покореніе Новагорода (1478 г.) Іоанномъ III, и Пскова (1510 г.) Василіемъ Іоанновичемъ.
2) Повѣсгь о покореніи Новагорода Іоанномъ III **), составленная подъ вліяніемъ Московскимъ, уже самымъ заглавіемъ своимъ даетъ разумѣть о тонѣ, въ какомъ писана: „Словеса избранна отъ Св. Писаній, о правдѣ и о смиренномудріи, еже сотвори бла
гочестія дѣлатель, благовѣрный великій князь Иванъ Васильевичъ всея Руси, ему же и похвала о благочестіи вѣры; даже и о гордости величавыхъ мужей Новгородскихъ, ихже смири Господь Богъ и покори ему подъ руку его, онъ же благочестивый смиловася о нихъ, Господа ради, и утиши землю ихъ.“
Излагая исторію литературы, не имѣемъ права входить въ рѣпіеніе запутанной тяжбы Новагорода съ Москвою, и доселѣ составляю
щей еще спорный вопросъ въ исторіи Руси, но, съ точки зрѣнія чисто литературной не можемъ не замѣтить, какъ иногда мутны
*) Фьоравенти-Аристотель, Маркъ Фрязинъ, Петръ Антоній, Алевизъ Миланскій.
**) Въ Софійск. Временникѣ. Лѣт. т. 6, стр. 1 и слѣд.