ственнымъ для тѣхъ, кто стоялъ на почвѣ общечеловѣческаго обмѣна идей, наполнило удовольствіемъ и непримиримыхъ противниковъ западничества.
Но за тѣ же годы много измѣнилось и для его сторонниковъ. Необыкновенно разросся научный матеріалъ, облегчившій оцѣнку западнаго вліянія; нетолько для новой литературы или для изученія дѣятельности выдаю
щихся ея представителей, но и для до-петровскаго періода словесности въ ея частыхъ сближеніяхъ съ мыслью и творчествомъ Европы сдѣлано, намѣчено, открыто много важнаго и цѣннаго. Тамъ, гдѣ были лишь одиночные работники, начинается дружный коллективный трудъ.
Вторая, книжная, редакція очерковъ не могла уже удержаться на уровнѣ этого движенія. Жизнь опередила ее, требуя обновленія и коренной переработки, основан


ной на послѣднихъ итогахъ науки. Для «летучихъ листковъ» восьмидесятыхъ годовъ настала третья редакція; почти удвоенная размѣромъ, по большей части вновь напи


санная, съ обширнымъ вступленіемъ о древней литературѣ,
замѣнившимъ прежнее бѣглое введеніе, книга рату-етъ за ту же неизмѣнную идею, но, свободная отъ обязанно
стей полемики, добыла себѣ больше простора для выполненія своей задачи. Изучая по существу одинъ изъ любопытнѣйшихъ сравнительно-историческихъ вопросовъ, она имѣетъ цѣлью изложить сущность его не только спеціалисту, но и среднему читателю, потому что возмужалъ тѣмъ временемъ этотъ читатель, что не легко успокоить его старыми росказнями, полными лести и самообольщенія, что точный разсказъ о томъ, какъ предки его продвигались изъ мрака къ свѣту и изъ учениковъ сами становились мастерами, можетъ только возбудить въ немъ энергію къ дальнѣйшему труду для народнаго блага.
1896.
\