Обмѣнъ идей, образовъ, фабулъ, художественныхъ формъ между племенами и народностями цивилизованнаго міра — одно изъ важнѣйшихъ наблюденій сравнительно молодой еще историко-литера
турной науки. Постоянно подкрѣпляемое новыми сближеніями и параллелями, изъ классической старины и новыхъ вѣковъ, изъ ли
тературной жизни Востока и Запада, Европы и Азіи, славянства и романо-германскаго міра, оно становится однимъ изъ законовъ развитія художественнаго творчества. Самобытная Сила извѣстнаго
племени, встрѣчая на своемъ пути странствующіе по свѣту сказанія и миѳы, идеи и грезы, фабулы и бытовые мотивы, усвоиваетъ ихъ, сливаетъ съ своимъ собственнымъ достояніемъ, иногда раз
вивая ихъ пышнѣе прежняго и измѣняя до неузнаваемости. Заимствованіе могло произойти и непосредственно, отъ народа къ на
роду, и на разстояніи, когда явились посредники и передатчики, наконецъ, при отдаленіи не только въ пространствѣ, но и во времени, когда давно минувшее сильно подѣйствовало на умы еще не затронутаго имъ народа. Онъ, быть можетъ, поддался вліянію болѣе культурнаго племени, но, въ свою очередь, когда настанетъ его время, онъ можетъ отвѣтить такимъ же вліяніемъ, такою же под
держкой. Этотъ круговоротъ идей и художественныхъ мотивовъ сближалъ народы искони и тѣмъ болѣе долженъ былъ усилиться въ послѣдніе два вѣка, когда надъ національною рознью все могущественнѣе поднимается общечеловѣческое культурное сліяніе, и когда то, что создано и добыто для общаго блага одною страной, все быстрѣе разносится во всѣ концы міра. Историкъ отдѣльныхъ литературныхъ родовъ, повѣсти, драмы, лирики, изслѣдователь исторіи сюжетовъ (Stoffgeschichte), лѣтописецъ главнѣйшихъ школъ и направленій, энциклопедизма, романтизма, народничества, бытового реализма, литературныхъ отраженій соціализма, изслѣдователь „психологіи народовъ“, старающійся опредѣлить и характеризовать вклады каждаго племени въ общее движеніе человѣчества, неминуемо встрѣтятся съ вѣковѣчнымъ принципомъ обмѣна идей.
Европейская наука уже освоилась съ нимъ, смиряя часто ради него прежнія патріотически-одностороннія симпатіи, какъ сдѣлала это, наприм., французская наука о старинѣ, примирившаяся съ открытіями двухъ чужеземцевъ, итальянца Райны и датчанина Ни