Я девочкой не раз бывала у Пушкина в имении и видела комнату, где он писал. Художник Ге написал на своей картине «Пушкин в селе Михайловском» совсем неверно. Это—кабинет не Александра Сергеевича, а сына его, Григория Александровича. Комнатка Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояли в ней всего-на-все простая кровать деревянная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней халат, а стол был ломберный, ободранный; на нем он и писал, и не из черниль
ницы, а из помадной банки. И книг у него своих в Михайловском почти не было; больше всего читал он у нас в Тригорском... Читать своих стихов он не любил.
ЕК. ИВ. ФОК (урожд. ОСИПОВА) в и - редаче В. П. Острогорского. Мир Божий, 1898, № 9, стр. 227.
Татьяна (гр. Е. К. Воронцова) приняла живое участие в вашей беде; она мне поручает сказать вам это, и пишу я это вам с ее позволения. Ее нежная и добрая душа тотчас же уви
дела только несправедливость, жертвою которой вы стали; она мне это выразила с отзывчивостью и грацией характера Татьяны. Прелестная девочка тоже помнит вас, она мне часто говорит о сумасшедшем г-не Пушкине и о палке с собачьей головой, которую вы ей подарили.
АЛ. Н. РАЕВСКИЙ—Пушкину, 21 авг. 1824 г., из Александрии ок. Белой Церкви. Переп. Пушкина, I, 127 (фр.).
«
Сестра поэта, О. С. Павлищева, говорила нам, что, когда приходило из Одессы письмо с печатью, изукрашенною точно такими кабалистическими знаками, какие находились и на перстне ее брата,—последний запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал к себе.
П. В. АННЕНКОВ. Пушкин в алекс. эпо
ху, 283.
Великий Пушкин, маленькое дитя! Иди, как шел, т.-е., делай, что хочешь; но не сердись на меры людей, и эез тебя довольно напуганных! Общее мнение для тебя существует и хорошо мстит. Я не видал ни одного порядочного человека, кото
рый бы не бранил за тебя Воронцова, на которого все шишки упали. Ежели бы ты приехал в Петербург, бьюсь об заклад, у тебя бы целую неделю была толкотня от знакомых и незнакомых почитателей. Никто из писателей русских не повора
чивал так каменными сердцами нашими, как ты. Чего тебе недостает? Маленького снисхождения к слабым. Не дразни их год или два, бога ради! Употреби получше время твоего изгнания. Нет ничего скучнее теперешнего Петербурга. Вообрази,