работы. Характер сопровождающих работу слов может быть также религиозным, так как естественно было поручать милости богов производимую работу, но чаще он, как доказывают многочисленные пережитки и аналогии, бывает светским.
Установлением первичного характера триединой хореи устраняется и прежнее мнение о старшинстве эпической по
эзии в сравнении с другими—мнение, не соответствующее также и психологическому пониманию поэзии как естественной выразительницы чувства: в своем словесном составе, сопро
вождаемая музыкой и пляской, песня может быть отнесена только к поэзии лирической. Прославление могущества чествуе
мого бога, хвалебное упоминание мест его культа, выражение нужд просителя—а в рабочей песне вся вереница нежных и злобных, радостных и подавленных, серьезных и насмешливых настроений, которые, освобожденные ритмом автомати
ческой работы, находили себе воплощение в словах поющего— все это сообщает той и другой хорее несомненно лирический характер *. Но эта лирика содержала в себе зародыши также и других поэтических видов. Естественно было, чествуя бога, рассказать о каком нибудь его деянии, свидетельствующем об его могуществе или о явленной им человеку помощи; столь яге естественно было и для поющего работника вспомнить о ка
ком нибудь важном или интересном для него событии; а этим в хорею вносился и эпический элемент. С другой стороны, чередование запевалы с хором, или же отдельных голосов, поющих между собою, могло придать хорее также и драматический характер. Но это были лишь зародыши будущего развития.
4. В противоположность к возбужденной хорее древнейшая прозаическая сокровищница греческого народа спокойно и бесстрастно принимала в себя и передавала потомству то
постоянно накопляемое предание верований и установлений, которое составляло мудрость, если не всего народа, то его лучшей части, его вождей и советников.