относительно устнаго творчества необходимо имѣть въ виду, что опять, за нѣкоторыми исключеніями, оно большею частью обязано своимъ происхожденіемъ не „народу .
Главный видъ устнаго творчества, былевой эпосъ, сложился не въ избахъ мужиковъ, какъ полагаютъ лица, находящіяся подъ властью народнической миѳологіи, а за княжескимъ пиршественнымъ столомъ, въ средѣ „бояновъ , особаго класса профессіональныхъ пѣвцовъ-поэтовъ, выдѣлившихся изъ древне
русской аристократіи (кн. 1-ая, §§ 164—17 5) *). Другой важный видъ устнаго творчества, духовные стихи, былъ созданъ не убогими странниками - каликами, а образованными духовными и свѣтскими лицами изъ высшаго класса (кн. 2-ая, § 180). Заговоры? Праздничныя пѣсни? Эти произведенія сло
жились еще въ патріархально-родовую эпоху. Кто создавалъ ихъ? Патріархально-родовыя общества состояли изъ старѣйшинъ, которымъ принадлежала свѣтско-духовная власть, и изъ подчиненна го имъ „народа . Кто занимался организаціей отношеній къ богамъ и, слѣдовательно, устанавливалъ праздники, вырабатывалъ обряды, создавалъ словесныя формулы—заговоры,
гимны, пѣсни? Странно было бы, если бы руководящая роль принадлежала руководимой неопытной массѣ. Для чего же въ такомъ случаѣ этой массѣ нужны были старѣйшины? Свадебныя пѣсни? Первоначально онѣ сложились въ кругу женъ старѣйшинъ,
*) „Нашъ былевой эпосъ представляется ынѣ грациозной развалиной* обшпрнымъ нноговѣковымъ сооруженіемъ, полнымъ таинственныхъ ходовъ
и переходовъ, съ пристройками и надстройками отъ разныхъ временъ. Въ этомъ зданіи жили нѣкогда князья, пристраивая къ нему терема и вышки, украшая его византійской мусіей и восточными коврами. Въ свое время пограбили въ немъ половцы и татары; въ свое время проживали въ немъ
московскіе бояре, ночевали казаки, и, наконецъ, въ кое-какихъ еще обн
таемыхъ закутахъ устроился неприхотливый олонедкій крестьяаинъ . (Вс. Миллеръ. Экскурсы въ область русскаго народнаго эпоса. М. 1892. Стр. УІ). Эти слова, сказанный Вс. Миллеромъ лѣтъ 20 тому назадъ, моглн бы послужить исходнымъ пунктомъ для установленія подлпннаго творца бы
левого эпоса. Но въ атмосферѣ народнической миѳологіи они погибли, и творцомъ былинъ упорно считается „народъ“, представляемый въ образѣ не то брынскнхъ, не то олонецкихъ мужиковъ...