тѣхъ женъ, который добывались, съ бою, или были похищаемы. Сказки? Уже дѣйствующія лица, изображаемыя въ сказкахъ —
цари, царевичи, царевны, короли, королевичи, королевны — и роскошная обстановка, среди которой они дѣйствуютъ, показываюсь, что и этотъ родъ произведены сложился въ аристо
кратической средѣ, а не въ „народной . И т. д.: всѣ роды и виды устнаго творчества зародились не въ народной массѣ, а въ ея верхахъ. На этомъ основаніи я въ своемъ „Курсѣ избѣгаю выраженій „народная словесность , „народная поэзія“,
и ^
„народное творчество : эти термины внушаютъ мысль о существованіи какого-то таинственнаго, чуть не сверхъестественнаго,
коллективнаго творчества, создаютъ ложное убѣжденіе въ томъ, что устныя произведенія созданы „ народомъ “, въ смыслѣ простонародія, крестьянами, мужиками *). Вмѣсто этихъ выраженій я предпочитаю употреблять такія, какъ „устное твор
чество , „устная поэзія“, „творчество профессіональныхъ пѣвцовъ-поэтовъ“ и т. д.
Итакъ, подлиннымъ творцомъ древнерусской національной культуры, древнерусской литературы и древнерусскаго міровоззрѣнія былъ не „народъ представляемый въ демократическихъ и простонародныхъ или крестьянскихъ очертаніяхъ, а небольшая часть народа, именно его высшій, правящій классъ.
Что же дѣлалъ въ допетровское время „ народъ въ смыслѣ низшихъ классовъ населенія? А вотъ что.
Во-первыхъ, онъ велъ подъ начальствомъ своей аристократы тяжелую трудовую жизнь, содержалъ себя и аристократію. Продолжительный трудъ поглощалъ весь досугъ смерда, чернаго человѣка, холопа и т. д., и имъ было не до культур
*) Насколько сильно это убѣжденіе, доказывается появленіеыъ книгь, имѣющихъ заглавіе „Народная словесность11 и представляющнхъ древнерусскія устныя произведенія аристократичесігаго происхожденія произведеніями мужицкаго творчества. Если такія книги сопровождаются иллюстраціяыи, то въ нихъ вы найдете большею частью изображенія крестьянъ
и крестьянокъ, ііхъ домовъ и т. д.—результата указаннаго убѣжденія.