наго или идейно-литературнаго творчества: смердъ, черный человѣкъ, холопъ и т. д. довольствовались тѣми культурными традиціями и формами устныхъ произведеній, которыя были усвоены ихъ предками въ патріархально-родовую эпоху, и въ эти традиціи и формы они медленно и съ великимъ трудомъ вливали новое содержаніе, простонародно-демократическаго характера. Къ XVIII в. это новое содержаніе пріобрѣтаетъ до
вольно рѣзкій оттѣнокъ: въ сказкахъ, пѣсняхъ, пословицахъ простой народъ разрабатываетъ, главнымъ образомъ, проблемы о богатствѣ и бѣдности, о долѣ и судьбинѣ.
Во-вторыхъ, небольшая часть простонародія, главнымъ образомъ, городская, наиболѣе тѣсно соприкасавшаяся съ аристократіей, образуетъ въ лицѣ по преимуществу нѣкоторыхъ діаконовъ и священниковъ свою интеллигенцію, которая воспринимаетъ міровоззрѣніе, созданное аристократіей, п подвергаетъ его переработкѣ на демократическихъ началахъ: создается рядъ міровоззрѣній, получившихъ названіе ересей стригольнической и жидовствующихъ. Наиболѣе послѣдовательно отношеніе простонародной иятеллигенціи къ формамъ жизни и міровоззрѣнію,- выработаннымъ древнерусской аристократіей, выразилось въ ученіи холопа Ѳеодосія Косого. Между простонародной интеллигенціей и народной массой, по суще
ству, проникнутой еще язычествомъ, не было ни внѣшней ни внутренней связи, и потому жестокія репрессіи, обрушившіяся на стригольниковъ и жидовствующихъ, не вызвали въ массѣ никакого движенія въ ихъ пользу. Тѣмъ не менѣе, идеи, выработанныя простонародной интеллигенціей, попали въ народную массу и стали въ ней медленно распространяться.
Въ-третьихъ, древнерусское правительство нѣкоторыми своими мѣропріятіями дало сильный толчокъ къ распространенію продуктов!,” аристократическаго идейно - литературнаго творчества въ народной массѣ.
1) Первымъ такимъ толчкомъ было гоненіе, предпринятое
правительствомъ на профессіональныхъ пѣвцовъ-поэтовъ, из