вѣстныхъ подъ именемъ скомороховъ. Это гоненіе, заставившее скомороховъ броситься на дальнія окраины Московскаго госу
дарства, въ крестьянскую среду, повело къ тому, что при дворахъ московскаго царя, московскихъ бояръ и купцовъ исчезаетъ пѣніе былинъ (историческихъ пѣсенъ); былины (историческія пѣсни) заносятся въ крестьянскую среду и здѣсь под
вергаются вліянію простонародной крестьянской стихіи. На
этой стадіи своей исторической жизни большинство былинъ записывается любителями и изслѣдователями, и эта стадія, простонародно-крестьянская, въ эпоху развитія у насъ демократическихъ стремленій, становится основаніемъ для объявленія устнаго творчества „народнымъ“ и объясненія его въ народническомъ духѣ. Подлинный творецъ былинъ не подозрѣвается въ это время *).
2) Вторымъ толчкомъ было другое гоненіе, предпринятое правительствомъ противъ національнаго московскаго міровоззрѣнія, которое создавалось съ конца XY в. до 80-хъ гг. XVI в.
правительственной дворянской партіей, іосифлянами. Это міровоззрѣніе въ Смутную эпоху потерпѣло крушеніе, и въ правящемъ классѣ зарождается грекофнльство въ связи съ сим
патіей къ южно - русскому просвѣщенію. Въ царствованіе Алексѣя Михайловича нѣкоторыя стороны русской церкви реформируются при помощи южно-русскихъ ученыхъ и гре
ческихъ іерарховъ на новогреческій ладъ. Іосифлянское міровоззрѣніе объявляется противоправительственнымъ. Его при
верженцы, которыми къ половинѣ XYII в. стали нѣкоторые посадскіе и сельскіе священники, подвергаются преслѣдованіямъ и, подобно скоморохамъ, бѣгутъ въ глухія мѣста, въ простонародную среду, куда заносятъ іосифлянство и іоси
флянскую литературу. Эта послѣдняя стадія въ исторіи іосифлянства, извѣстная подъ именемъ „раскола , была понята и
*) Тотъ же псторическій процессъ, но въ значительно болѣе смягченномъ видѣ, происходить съ духовными стихами п другими видами устнаго творчества.