безъ должнаго разбора въ путяхъ, къ личному благосостояние и комфорту, который ему отлично удалось создать себѣ во второй періодъ его жизни, и, съ другой стороны, горячая, искренняя любовь къ народу и вообще страж
дущему человѣчеству. Этотъ разладъ между общимъ тономъ его произведеній и личной жизнью служилъ постояннымъ источникомъ тяжелаго внутренняго страданія.
Это тяжелое сознаніе собственнаго безсилія жить и дѣйствовать такъ, какъ считаешь честнымъ и справедливымъ, позже неоднократно отражалось въ его поэзіи, и произведенія этого рода поражаютъ своимъ страшнымъ лиризмомъ. Ничто не было такъ мучительно для Некрасова, какъ этотъ внутренній разладъ:
Что враги?! Пусть клевещутъ язвительнѣй, Я пощады у нихъ не прошу!
Не придумать имъ казни мучительнѣй Той, которую въ сердцѣ ношу?
Отмѣченную сейчасъ характерную особенность души Некрасова необходимо имѣть въ виду при объясненіи цѣлой группы его стихотвореній, являющихся именно исповѣдью наболѣвшей души.
Но будемъ слѣдить дальше за постепеннымъ ростомъ Некрасова. Не сразу, конечно, развилось во всей силѣ то настроеніе поэта, которое вызвало къ жизни музу «мести и печали». Знакомство съ кружкомъ Вѣлинскаго впервые затронуло въ немъ благороднѣйшія стороны его души, но еще прошло не мало времени, прежде чѣмъ Некрасовъ далъ лучшія изъ своихъ произведеній. Онъ пока все еще занимается сочиненіемъ фельетоновъ, повѣстей, романовъ. Изъ нихъ наиболѣе извѣстны: «Опытная жен
щина», повѣсть, помѣщенная въ 1841 г. въ «Отеч. Зап.»; «Петербургскіе углы», напечатанные въ сборникѣ, изданномъ Некрасовымъ, подъ заглавіемъ «Физіологія Петербурга въ 1846 г.»; «Три страны свѣта», романъ, на
писанный вмѣстѣ съ Панаевой; «Мертвое озеро»; «Тонкій человѣкъ»; три послѣднія произвеленія напечатаны были въ «Современник!» 48—56 гг.
Вообще, по собственнымъ словамъ Некрасова, ему пришлось написать до 300 печатныхъ листовъ прозы. Въ упомянутыхъ сейчасъ беллетристическихъ произведеніяхъ и другихъ, написанныхъ прозою, трудно найти что-нибудь, напоминающее будущаго Некрасова. Это обычныя произведенія въ духѣ, такъ называемой тогда, натуральной школы, иныя съ явнымъ подражаніемъ Гоголю, нѣкоторыя съ сатирическимъ элементомъ, но безъ «гражданской скорби», которая служитъ отличительной чертой позднѣйшихъ сатиръ Некрасова. Видно, что эти произведенія не являются продуктомъ горячаго идейнаго настроенія, а просто служатъ средствомъ литературная заработка.
Но вотъ на ряду съ ними въ 1846 году въ «Петербургскомъ сборникѣ(такъ назывался третій альманахъ, изданный Некрасовымъ) появляются уже такія произведенія, какъ «Въ дорогѣ», «Колыбельная пѣсня» и «От
радно видѣть». Въ нихъ уже проглядываетъ настоящий Некрасовъ. Эти стихотворенія, какъ извѣстно, помѣщены въ началѣ перваго тома его стихотвореній. Если ихъ сравнить съ предыдущими произведеніями Некрасова,