НИИ и «Электронекрасовка» покажут «Счастье» Александра Медведкина с музыкальным сопровождением Игната Оленева (Latif)

«Наука и Искусство» (НИИ) и «Электронекрасовка» продолжают серию кинопоказов авангардного кино с озвучкой от современных музыкантов.

29 августа будет показан фильм Александра Медведкина «Счастье», снятый в 1934 году. Фильм озвучит музыкант, старший научный сотрудник НИИ Игнат Оленев, также известный как Latif.

В 1934 году режиссёр Александр Медведкин снимает гротескно-лубочный фильм «Счастье» (в первоначальном варианте «Стяжатели» — прим.ред.). По сюжету, основанному на русском фольклоре, в экспрессивной манере рассказывается о перипетиях жизни нищего крестьянина Хмыря до революции и во время коллективизации.


Кадры из фильма «Счастье»

В середине 1930-х годов уже вовсю снимается звуковое кино, немыми остаются фильмы национальных киностудий, детские и экспериментальные кинокартины. В эти годы на экран выходят сразу ряд больших кинокартин — «Чапаев» братьев Васильевых, «Юность Максима» Леонида Трауберга и Григория Козинцева, «Крестьяне» Фридриха Эрмлера, а в столичном кинотеатре «Ударник» проходит Первый московский кинофестиваль. На этом фоне немая сатирическая комедия Медведкина пришлась некстати.


Интертитр из фильма «Счастье»

Сам Медведкин был сторонником «скорой» работы в кинопроизводстве, с 1931 по 1934 год режиссёр руководил агитационным кинопоездом, который выезжал на стройки первой пятилетки и на местах снимал, монтировал и показывал агитсюжеты. Только за первый год походная кинолаборатория выпустила семьдесят две короткометражки. Медведкин писал: «Изготовление в несколько дней сатирического плаката, комедии, мультипликационного шаржа, карикатуры, юмористической мультипликационной диаграммы, игрового агитплаката — вот что необходимо искать, культивировать и качественно улучшать для того, чтобы быстро и гибко служить пятилетке. Между тем в кинематографическом мире короткометражка третируется как презренный, низший тип продукции, к ней относятся свысока, её маринуют в прокате, для неё нет производственных стимулов.

Квалифицированные мастера, годами сохнущие по «большому полотну», считают, что сделать короткометражку значит уронить своё достоинство («Все равно, что родить котёнка»).

Не выступая принципиально пропив «больших полотен», мы и впредь будем биться за гибкую боевую политическую короткометражку и на плёнке постараемся доказать, что большое большевистское искусство измеряется отнюдь не количеством метров.

Таким образом решение начать опыты со съёмкой фильм в одну часть вытекало из политического анализа состояния советского кино. Я считаю, что наша группа, разрешив ряд методологических вопросов, могла бы ежемесячно выбрасывать на экран по одной фильме. Опыт показал, что такое решение вполне реально. (Написание сценариев первых трёх фильм потребовало по 3 дня. Съёмка каждой фильмы — 5 дней)».

«Счастье» получило хорошую прессу, газета «Кино» № 8 за 1935 год писала: «Медведкин ‹…› превращает сказку о мужике-неудачнике в большое художественное обобщение, в трагическую (несмотря на комизм формы) повесть о бесплодном снедающем стяжательстве, иссушающем существо крестьянина, приводящем его ко гробу».

Сергей Эйзенштейн аплодировал фильму во время просмотра, в своих записях отметил: «Сегодня я видел комедию «Стяжатели» Медведкина и, как говорится, — не могу молчать. Сегодня я видел, как смеётся большевик. ‹…›

Чаплин «в новом качестве».

Это я ощутил сегодня, глядя на «Стяжателей» Медведкина.

Эта картина ещё не вышла. Ещё не доделана. По инстанциям ещё не прошла. Ещё не апробирована. Ещё не проверена на зрителе.

Легко хвалить «Чапаева» на гребне шквала энтузиазма, который вызывает этот замечательный фильм».

Но, несмотря на положительную профессиональную оценку, главное управление кинематографии не выпустило фильм в широкий прокат. Сам Медведкин вспоминал: «Несмотря на поддержку С. Эйзенштейна, А. Довженко, В. Пудовкина, А. Горького, Р. Роллана и других, подлинное признание этой моей работы пришло лишь после войны. Фильм этот — неизменный участник международных ретроспективных фестивалей, о нём немало писали… Но… фильм был немой, и его до сих пор не озвучили и не показали нашему сегодняшнему зрителю.

Так, нахлебавшись до отказа горечи поражений, я вкусил и странную горечь победы.

В Главном управлении кинематографии меня почти ласково уговаривали перестроиться, бросить пагубные опыты с сатирой («всё равно ничего не получится») и обратиться к настоящей комедии, которой в то время считали всё больше набиравший силу музыкальный водевиль».

В 1960-х годах фильм был переоткрыт киноведом Виктором Дёминым, и «Счастье» получило международный успех, авангардное обращение с народной фактурой повлекло массу кинопоследователей. Во многих странах Западной Европы, Африки, Латинской Америки были созданы кружки «Медведкино».

Читать на «Электронекрасовке»:
В журнале «Пролетарское кино» № 9 за 1931 год опубликована статья Александра Медведкина «Позиций не сдадим!», про политсатиру и новые формы агиткино.

Фонды Библиотеки имени Н.А. Некрасова содержат популярную кинопрессу 1920–1930-х годов. Рекомендуем читать по теме:

— газету «Кино»;
— журнал «Пролетарское кино»;
— журнал «Новый зритель»;
— журнал «Кино и культура»;
— журнал «Советское кино».

Наука и Искусство — мультифункциональное пространство в центре Москвы, объединившее под своим началом ряд важнейших деятелей молодой российской культурной индустрии и ставшее платформой для реализации их проектов. Не являясь официальной институцией, НИИ тем не менее активно предоставляет свои ресурсы для поддержки местных артистов, благодаря чему на его базе сформировалось живое творческое сообщество. Основное направление — работа со звуком: от академической теории, экспериментальных технологий и звуковых инсталляций до авангарда популярной и танцевальной музыки. Особое внимание уделяется издательской деятельности, развитию аутентичной локальной сцены и профессиональной инфраструктуры.

Событие на facebook

Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка»  (@electronekrasovka). Подписывайтесь!