ДЕРЕВЕНСКИИ самодеятельный ТЕАТР
Театральная работа в деревне, деревенский самодеятельный театр, насчитывающий десятки тысяч деревенских драматических кружков при избах-читальнях, народных домах, красных уголках и ячейках комсомола, обслуживающий десят
ки миллионов крестьянских зрителей — является крупнейшим фактором культурного и политического развития советской деревни. Нередки слу
чаи, когда в каком-нибудь незначительном драмкружке сосредоточиваются общественные и самообразовательные устремления молодежи, проби
вающиеся впоследствии настолько сильно, что в результате оформляются организацией новых культурных очагов. Общекультурная и просветительная работа деревенского театра настолько ве
лика, что становится органически нужной деревне. Театральная работа в деревне крепнет и ра
стет, получая полное одобрение и поддержку масс. Вопросы деревенского театра поставлены во всю широту; ими озабочены партия, комсомол,
профессиональные, шефские и общественные организации.
Самодеятельная теа-работа в деревне развивается главным образом при избах-читальнях.
В целом, по всей РСФСР, без нацменобластей предположительно имеется около 20.000 деревенских драмкружков; на каждую волость приходится в среднем 5—6 кружков.
Необходимо указать, что учтены лишь официально зарегистрированные драмкружки. Значительно больше общее число спектаклей в деревне, устраиваемых незарегистрированными любительскими кружками и группами.
Каждый драмкружок насчитывает в среднем 15 человек; в некоторых случаях — 24 (Нижегородская губерния) и более. Принимая в среднем численность одного кружка в 15 человек, общее число деревенских драмкружковцев по РСФСР приближается к 300 тысячам.
Кадры руководителей деревенских драмкружков строятся преимущественно из наиболее успе
вающих, ранее работавших любителей. Людей со специальной подготовкой — немного. Преобладают среди руководителей учителя; встречаются демобилизованные красноармейцы и отдельные комсомольские работники. Большинство руководителей в среднем 23—30-летние, по профессии кре
стьяне или служащие. Работают все руководители бесплатно, отдавая драмкружковой работе свой досуг. Несмотря на это, кадр их довольно постоянен: в среднем; стаж руководителей - 3-10 лет.
На репертуар деревенского театра обращено сугубое внимание и качество его быстро улуч
шается. Сейчас разрабатывается ряд конкурсов с ценными премиями, на которые Наркомпрос ассигновал 15.000 рублей.
В отношении репертуара требования деревни настойчивы и велики. Деревню интересуют пьесы, построенные на глубоком! материале, художествен
но оформленные; грубые агитки не принимаются.
Крестьяне теперь не удовлетворяются пьесами только на деревенские темы. Деревня хочет увидеть жизнь городе,. Проявляется большой интерес к быту иностранных рабочих, их борьбе и т.д. Имеющиеся пьесы не удовлетворяют всем требованиям.
В противовес пьесам, неудовлетворяющим деревню, за последние годы широко развивается самодеятельное творчество. Деревня стала писать сама. На конкурс пьес, объявленный газетой «Беднота», было прислано 4.500 пьес, большинство которых принадлежало деревенским авторам.
Журнал «Деревенский Театр» за год получил 1.000 пьес деревенских авторов.
В своей внутренней работе каждый деревенский драмкружок тесно спаян с избой-читальней, которая руководит работой кружка, получая об
щие руководящие директивы через краевые и волостные политпросветкомы, от Главполитиросвета и «Центрального Дома Искусства в деревне». Связь кружков между собой налажена еще недостаточно.
Быстрый рост художественных требований зрителей толкает кружки к напряженному улучшению качества работы. Основная задача, выдвигаемая деревней — повышение качества работы.
Главное внимание в своей работе кружки уделяют пьесе. Большую помощь оказывает журнал «Деревенский Театр», который все материалы и пьесы сопровождает подробнейшими методически проработанными режиссерскими комментариями. Пьесы рассылаются со статьями о режиссуре, де
корациях, костюмах, гримах данной пьесы, а иногда и о приложением напечатанных ролей и даже афиш. Таким образом, пьеса попадает в деревню окончательно разработанной во всех деталях, совершенно готовой к постановке. На примере пьес журнала «Деревенский Театр», драм
кружки учатся работать самостоятельно и над другими пьесами.
Проработку спектакля драмкружки углубляют, устраивая беседы, чтения и разбор новой худо
жественной литературы, создавая зрительский актив. Начинает налаживаться и учет зрителя. Используя опыт города, Брянская губерния, например, разработала анкету зрителя со следующими вопросами: дают ли пользу спектакли; ка
кое впечатление произвела постановка; что и кто больше всего поправился или не понравился и почему; какие пьесы и из какой жизни хотелось бы видеть; нужно ли вступительное слово, помогает ли оно разобраться в пьесе, или оно, наоборот, охлаждает интерес к пьесе; такие недостатки вообще в постановке (сбивчивость в игре, незнание ролей, плохой грим, неудачные декорации и т. п.). Подобная работа о зрителем значи
тельно повышает интерес крестьян к театру.
Проработка же полученных пожеланий улучшает качество спектаклей.
Кроме чисто театральной работы, драмкружки принимают самое активное участие и в работе по организации празднеств, окультуривании вечеров, гулянок и т. п.
В отношении форм спектакля, деревенский театр держится в соответствии о укладом и кон
кретным мышлением деревни — реалистических форм. Новейших форм конструктивного театра деревня не знает. Зато широко применяются новые формы клубной театральной работы. Познакомившись с живой газетой, деревня сразу про
явила к ней большой интерес. Некоторые кружки оживляют свои спектакли введением после пьесы концертного отделения.
Колоссальное значение деревенского самодеятельного театра станет окончательно ясным, если учесть количество его зрителей. Если считать, что каждый кружок ежемесячно дает в среднем 2 спектакля, то при 18.000 кружков по РСФСР, это дает 36.000 спектаклей в месяц. При работе 7 месяцев в году, при обычной вместительности зрительного зала в 100 человек, деревенский са
модеятельный театр обслуживает ежегодно по РСФСР 25 миллионов зрителей.
ВАСИЛИЙ МОСКВА