Автор статьи «Назад к рабкорству», помещенной в журнале «Новый Зритель» (№№ 24—25), рассуждая о задачах рабкора на предприятии, которые он сводит только к «наблюдению за ме
ханизмом производства», совершает глубокую ошибку.
Наш рабкор отвечает за каждый свой шаг, поступок и действие перед своим классом — про
летариатом, интересы которого он представляет, от имени которого он говорит и, только хотя бы по этому, он ставит перед собой более широкие задачи.
Основная задача теарабкорства, по указаниям XVI губпартконференции, сводится к система
тическому наблюдению за повышением качества театрального репертуара.
Нам неизвестно, на чем основано утверждение автора, что рецензии теа-рабкоров не обоснованы и «постоянно расходятся друг с другом в идеоло
гической оценке того или иного спектакля». По ряду нами просмотренных и обсужденных постановок выносились единые отрицательные мне
ния; например, в отношении постановок Мюзик- Холла — «Туда, где льды», «О неба свалились». Такое же мнение было вынесено по постановке «Проходной комнаты» в театре Корш. Кто, как не теа-рабкоры кричали и утверждали больше всех, что «Дни Турбиных» в МХТ 1 — вредны, переключая симпатии зрителя к персонажу, чуждому нам по идеологии?
Правда, мы не всегда еще разбираемся, где чистая конструкция, где чистый павильон, но все же кое-что научились понимать и в этой области. Если автор следил за нашими заметками, то он знает, что мы на оформлении меньше всего и останавливаемся (весь удар дается на идеологическую ценность той или иной поста
новки, ее своевременность, ее нужность и ценность для рабочего зрителя), и часто не потому, что не разбираемся в этом, а потому, что имеем считанное количество строк.
„Стиль″ наших заметок зависит от редакций. Она наши небольшие заметки так срезает и правит, что мы их сами подчас не узнаем.
Для сведения А. Молчалива: теарабкоры не ставят своей работы на театре в плоскость выпуска определенного кадра теакритиков. Наш
план в этой области говорит точно, что теарабкоры должны, посредством выявления мнений широкого рабочего зрителя, влиять на тематику и продукцию театра. Мы никогда, даже в простых разговорах, не дерзаем называть своих за
меток по театру рецензиями. Автору, конечно, не безизвестно, что те отделы в журналах, в которых мы печатаемся, называются «Говорит рабочий зритель».
Не прав автор, когда он обвиняет рабкоров в «пролетчванстве». В течение прошлой зимы, чтобы получить хотя кое-какую сумму знаний в ин
тересующей нас области, многие из нас посещали Воскресный университет при 1 МГУ по циклу литературы, театроведения и истории музыки. Часть товарищей посещала семинарий, организованный группой «Пролетарский театр».
Ссылка автора на рабкоров в художественнополитическом совете ГОТОБ 1 не верна. «Аки» — единственные театры, в которых теарабкоры на
шего кружка не получили мест в совете. Но нас удивляет другое: в этом же абзаце А. Молчалин: ставит под восклицательный знак «даже о музыке» (!).
Уважаемый автор! Мы помаленьку растем в течение вот уже 12 лет!
Бюро теа-кино-художественного кружка рабкоров газеты «Рабочая Москва
«Пьяный круг» — Старик из тюрьмы
здесь не то. Больше всего приходится обратить внимание соответствующих организаций на то, что иногда материал рабкора, подвергнутый редак
ционной правке, выходит похожим на «сколок буржуазных рецензий». Здесь, конечно, нужно положение оздоровить: редакциям надо более чутко прислушиваться к голосу рабочего зрителя и не искажать смысла его заметок. Надо серьезней заняться рабкоровским движением, превра
щая его в движение массовое, вовлекая все новые и новые слои широких рабочих масс. Надо оживить работу, усилить борьбу с отсталыми настроениями и искривлением партийной линии в раб
коровской работе, как это имеет место в статье тон. Молчалина.
Т.т. Молчалины должны, наконец, усвоить, что «низовая печать и рабкоры могут оказать су
щественную помощь в выполнении важнейших задач—поднять встречную мощную волну творческой самокритики снизу, которая действительно освежит и улучшит работу» (обращение ЦР).
Тесными, дружными рядами и твердой поступью вперед в рабкорству! Не мешайте нам, тов. Молчалин, — ваша ставка бита!
По поручению бюро рабкоров Teaкинопечати А. НЕЛИДОВ.
„НАЗАД К РАБКОРСТВУ
Студия Завадского Шарж Ир. Шмидт