TEА-БЮРО МК ВЛКСМ

К ИТОГАМ ПЕРВОГО ГОДА РАБОТЫ
Теа-бюро при МК ВЛКСМ организовалось (в 1928 г.) на почве широкого опыта атитпропработы, — опыта, доказавшего возможность использо
вания зрелищных искусств — наряду с газетой и книгой — для коммунистического воспитания про
летарской молодежи. Столь любопытная форма агитпропа, однако, не явилась «новинкой» имен
но для комсомола в Москве, где театр, кино, цирк и другие виды художественного зрелища, давно обслуживали как политические, так и общественные нужды массового зрителя, слушате
ля и читателя. И гораздо раньше, нежели было создано теа-бюро при МК, — райкомы комсомола — по собственной инициативе — приступили к уст
ройству так называемых целевых спектаклей и коллективных просмотров. Благодаря этому, не только актив, но и низовая молодежная аудито
рия сумела пополнить свой культурный багаж. Следовательно, организация теа-бюро при МК, явилась скорее актом закрепления достижений,
нежели процессом «изобретательства» новых форм агитпропработы...
Жестокую, настойчивую и стремительную борьбу с житейской привычкой — видеть в театре, кино, цирке, прежде всего, средства время
провождения и, лишь затем, школу самообразования — пришлось вести теа-бюро на первом же этапе его деятельности. И победу в этой нерав
ной борьбе с привычками оно смогло завоевать только тогда, когда сама комсомольская масса пошла навстречу; это произошло тогда, когда теа-бюро смогло дать комсомольцу-зрителю реальное доказательство целесообразности его работы в виде снижения (до 50%) цен на билеты
Парк культуры и отдыха Студия ГМТ
в театре и кино, в форме методического подбора программ молодежных спектаклей и т. д. Нако
нец, известный сдвиг во взаимоотношениях теабюро с комсомольцами (его клиентами) сыграло то обстоятельство, что комсомолец-рядовик, посещая спектакли, устраиваемые теа-бюро, оказы
вался в близком и родном ему окружении — в зри
тельном зале, сплошь наполненном рабоче-крестьянской молодежью. Эти условия, вместе с тем, явились и причинами бурного роста операций теабюро, которые только за один сезон 1928—29 г. выразились в крупных цифрах: организации свы
ше 100 целевых спектаклей во всех московских театрах, а также в проведении 32 спектаклей Ле
нинградского Трама. Этими спектаклями теа-бюро сумело обслужить до 120.000 зрителей, в число которых вошли не только комсомольцы и рабо
чая молодежь Москвы, но и уездов — Павлова- Посада, Орехово-Зуева, Подольска, Богородска.
Наблюдения над комсомольской аудиторией показали, что целый ряд театральных жанров и художественных форм плохо или совершенно не воспринимается молодежной аудиторией, что тематика этих театров и манера режиссерско-актерского исполнения пьес «не доходит» до юношества. Совершенно внеконкурентно прошли спектакли Ленинградского Трама («Дружная горка», «Плавятся дни», «Клеш задумчивый» и «Зорька»); живая тематика этих спектаклей, близкая интересам молодежного зрителя, своеобразное художественное оформление спектаклей, напоминающее отчасти кинематографическое представление и, наконец, бодрая игра молодых акте
ров, захватывающая зрителя — сделали успех Ленинградскому Траму, небывалый успех для театра, имеющего чисто-экспериментальное значение.
От Академического театра до Трама — вот идеологический курс теа-бюро МК. Для того, чтобы совершить этот курс полностью, теа-бюро пришлось пройти через ряд ошибок и неудач. К по
следним относится, главным образом, плохо-нала - женное сопровождение спектаклей соответствующими докладами и вступительными словами. Только кое-какие, робкие попытки были сделаны в этом направлении; однако, эти попытки увенчались несомненным успехом... Благодаря всту
пительным словам на спектаклях «Таракановщина» и «Человек с портфелем» комсомолец-зритель смог получить известное представление как о форме, так и о содержании представляемой на его суд пьесы, а также разобраться в Художественных и идеологических достижениях. В числе лю
бопытных попыток культурного обслуживания зрителя представляет несомненный интерес за
теянное было агитпропом МК (в ведении которого находится теа-бюро) издание критически-репертуарной программы «Куда пойти». К сожалению, это начинание замерло в самом начале.
В итоге работы теа-бюро можно отметить ряд несомненных достижений, среди которых, прежде всего, следует выделить разрешение чрезвычайно важного для комсомольской аудитории вопроса — о создании специальных фондов для посе
щения театров, кино. Такие фонды создаются отдельными райкомами и ячейками в порядке добровольного процентного отчисления заработной платы, а иногда в порядке субсидии и дота
ции на культ-полит-просветработу, выделяемую фабкомами и месткомами. Благодаря этим фон
дам, оказывается возможным более или менее планово наладить посещение театров рабочей молодежью.
НИК. ЮДИН„Дикарь Де-Каркабон — Иванов