ПЕРСПЕКТИВЫ ЖИВОГАЗЕТНОГО ЖАНРА
В порядке обсуждения
В жизни современного театра наблюдается кризис. Кое-кто склонен определять его, как «кризис репертуара», кое-кто находит и иные определения. Думается, что причины этого кризиса заключаются в том, что наши театры — вернее, определенные творческие коллективы, спло
тившиеся вокруг театров, бывшие досель явно диференцированными, шедшие смежными, но не совпадающими путями к созданию новой театральной культуры — за последние годы под
верглись, но нашему мнению, решительной и обесцвечивающей нивеллировке [1)].
Театру нужно заговорить о современном и злободневном — подлинно театральным языком.
Мы не будем говорить сейчас о том, в каком именно направлении должны развиваться эти
поиски. Думается, что направлений этих много— и чем больше их будет, тем лучше.
Однако, сейчас хочется обратить внимание на одно из них — достаточно выразительное: — на использование, как драматургического, так и чисто-постановочного опыта так называемых «живых газет». Вообще говоря, «живогазетному те
атру» (так называем мы за неимением другого термина — игровой, условный, нарочито-театральный и остро-современный жанр, созданный революцией), существующему в течение шести
семи лет бок-о-бок с «большими» театрами, у нас уделено до смешного мало внимания. Еще меньше внимания уделено тем возможностям со
здания подлинно театрального, игрового зрелища, которые в нем заложены. Действительно — живогазетный театр является совершенно особым и свое
образным пластом нашей театральной культуры. Популярный по своему, преимущественно агита
ционному, содержанию, насквозь театральный по своим сценическим формам, портативный и пере
движной по своей организационной структуре— он обладал и обладает огромной аудиторией (ты
сячи и десятки тысяч зрителей). Таким образом, в смысле общественного резонанса и социальной полезности — он достаточно апробирован.
Если же обратиться к художественному обличию живогазетного театра, то следует констати
ровать, что процесс углубления и расширения его художественных достоинств идет не тем темпом, каким он мог бы итти, дает не тот эффект, ка
кой мог бы дать. Происходит это потому, что, вопервых, живогазетному театру уделено мало внимания и тем самым он лишен стимулов к даль
нейшему эволюционированию, во-вторых, потому, что живогазетный театр находится фактически в ведении учреждений и организаций, не имеющих никакого отношения к вопросам театра (коопе
рация, финотделы и т. д.), использовывающим его в утилитарных целях самой узкой местной и ведомственной агитации. В-третьих, потому, что живогазетные коллективы всегда ограничены в средствах и не могут развернуть должную рабо
ту, обставить свои спектакли самым необходимым, гарантировать прожиточный минимум своим работникам. Следствием такого положения сказывается текучесть состава и невозможность сколотить более или менее постоянные актерские кадры. Все это приводит живые газеты, зачастую, к невысокому качеству продукции, дает возмож
ность говорить об их примитивности, иногда — халтурности и прочих «смертных» грехах. Разумеется, в целях повышения театральной квали
фикации живогазетного жанра — все это должно быть изжито.
[1)] Редакция этого мнения не разделяет: факты противоречат такому утверждению.
А между тем, перспективы приложения живогазетных методов к созданию больших и значи
тельных спектаклей — огромны. Будучи по своей природе подлинно-игровым, нарочито-театраль
ным театром (прошу прощения за тавтологию), будучи связан по своим приемам со всеми народ
ными, массовыми театральными системами от русского скоморошьего театра до ярмарочного те
атра Лесажа и комедии дель арте (что не трудно доказать экскурсами в историю театра)— за шесть лет своей деятельности он накопил такой драматургический и постановочный опыт, который должен быть использован современным театром, который настойчиво требует своего приме
нения в деле создания более глубоких и более крупных по масштабам сценических произведе
ний. Здесь следует сказать, что представление о неизбежности связи между живой газетой и так называемыми «малыми» формами театра — толь
ко с ними — ошибочно. Мы знаем ряд постановок в крупнейших наших театрах, в которых можно, отметить наличие живогазетных приемов. Одна
ко, это были лишь случайные заимствования;, нам же представляется, что дальнейшее свое раз
витие живогазетный театр может получить на. основе систематического использования его опы
та — хотя бы путем создания специального театра, пользующегося живогазетными методами работы, изучающего, суммирующего и углубляющего их.
Следует заметить, что мы говорим сейчас именно о методах живогазетного театра при создании крупного сценического зрелища, должен
ствующего — со стороны формы — амальгамировать все элементы театральности — пение, танец, акро
батику, аттракцион и т. д., дать тем самым тол
чек драматургической изобретательности и со стороны содержания — быть современным и зло
бодневным. Однако, не может быть исключена возможность постановки — на основании живогазетных принципов — и классических произведе
ний, что было бы весьма ценным экспериментом. Кроме того, именно на основе живогазетного опыта, скорее, чем на какой-либо другой, нам удалось бы добиться создания занимательного и кра
сочного ревю, новой оперетты, водевиля и т. д., в которых ощущается столь настойчивая необходимость.
Ибо все, что свободно от штампов и канонов, что не подчиняется драматургической ортодоксии и постановочным трафаретам, все это — мате
риал живогазетного театра. Он может и должен
стать цитаделью театрального изобретательства— театром в подлинном значении этого слова.
Что же нужно для этого?
Очень немногое: внимание нашей общественности к этому жанру. При наличии такого вни
мания — живогазетный театр, получив должные организационные формы, обеспечивающие систематичноть и планомерность его работы, сможет доказать свою жизнеспособность, сможет вы
двинуться на передовые линии нашей культуры в качестве самобытного и своеобразного театрального жанра, всецело порожденного революцией.
ЯКОВ АПУШКИН
Г. М. ЯРОНУ
Москва выходит без урона Из теа-бед и теа-зол:
Пусть оперетта без Ярона, Зато с Яроном Мюзик-холл!
АТЭ