мех, и широко расставленные прямые гигантские рога их величиной почти равняются казацкой пике.
Крупповская концессия лежит в самом сердце девственных земель. Ее усадьба вся выстроена заново, так как раньше здесь не было ничего, кроме убогих и редких строений степных овцеводов.
Первое, что бросается в глаза в концессионной усадьбе — это совершенно ненужная сжатость и экономия места. В беспредельной степи пространство — основное богатство. Казацкие станицы раскинулись улицами, из которых самая узкая шириной превышает Красную площадь. А крупповская степная усадьба построена в размерах, пригодных разве только для германского малоземелья.
Среднюю часть первого двора занимают уборочные машины. Все, конечно, марки Круппа. Вид они имеют неважный и запущенный. Не похоже на немецкий порядок.
На втором дворе стоят силовые машины — трактора, паровые плуги, локомобили и прочие. Машинный парк подобран очень пестро. Нет двух машин одинаковых — все разные, как будто их сюда не для работы доставили, а на выставку или на выкидку. Внешний же вид у них совсем не выставочный. Состояние машин плачевное. Все они без изъятия потеряли свою первоначальную окраску. На железных боках кое-где долупливаются еще последние струпья старой краски. Радиаторы проржавлены, капоты над моторами задраны. У иных боковые щитки оторваны напрочь. Печаль
ную эту картину дополняет и подчеркивает остов вольфовского локомобиля с вытащенными внутренностями, разбросанными вокруг него и от долгого лежания проросшими чахлой травкой.
Неправильно организованное и неряшливое машинное хозяйство концессии не только не соответствует обычным представлениям о западно-европейской технической культуре, об аккуратности и
машинолюбия немцев, оно, я думаю, беспримерно даже в пределах нашей грязной и немашинной страны.
По обе стороны двора, на котором стоят силовые машины, расположены ремонтные мастерские. С одной стороны, для металло
обработки, с другой — деревообделочные. Движущую силу дает небольшая нефтяная станция. Она же снабжает усадьбу электрическим светом.
Ремонтные мастерские представляют из себя резкий контраст с машинным парком, для обслуживания которого они предназначены. Небольшие корпуса, светло и удобно построенные, с правильно рассчитанным пространством, безукоризненно чисты. Обору
дование их подобрано вполне рационально для стенной ремонтной
базы. Машины-орудия все почти новых типов, до нортоновского токарного станка включительно. Мастерские соответствуют произ
водственной репутации Круппа. Кроме них, повидимому, на всей концессии не соответствует этой репутации ничего.
Складочные помещения для зерна, для других результатов урожая и для всяких хозяйственных надобностей обширны, но недостаточно продуманы и построены с чрезмерными затратами.