ТЕАТР И ПОЛИТИКА

„Долгий парламент“ по театральной политике в виде шести многочасовых заседаний научнохудожественной секции Гуса выявил примечательную картину идеологической группировки театральной общественности. Не менее примечатель
но, что факты, четко обозначившиеся по вопросу об идеологии театрального производства, резко перестроились, когда в порядок дня стал вопрос о политике репертуарного контроля.
„Левый фронт был возглавлен представителями агитпропов ЦК и МК партии, ЦК пролет
культа, X. О. Главполитпросвета, Главреперткома и МОНО. Их платформа: акцент на идеологической установке театров; утверждение социально
идеологической функции театра; установление связи идеологической стороны театрального производства с соответствующими течениями и сдвигами во внетеатральной общественности; призна
ние ряда объективных реакционных явлений в виде отдельных постановок как выражение этой связи.
Если этот фронт можно назвать политическим, то „правый“ заслуживает определения как эстетический. Он представлен директо
рами Госактеатров, работниками ГАХН и РТО. При всем индивидуальном различии их выступлений красной нитью, их объединяющей, прошла мысль об аполитической самодовлеющей ценности театра.
И отдельные положения, ими высказанные, сплетаются в общую, в единую платформу.
Таиров утверждает, что нет больше реакционных театров и, кроме социальной дифференциации аудитории, выдвигает культурную. Станислав
ский подчеркивает органичность театрального процесса и предлагает ждать великого револю
ционного поэта. Чехов склонен опасаться апатии театров от натиска революционных требований ГРК. Мейерхольд обрушивается на плохую рево
люционную драматургию и зовет к классикам.
Сахновский высказывается также за классиков и за инсценировки. Марков утверждает, что пьеса должна только ставить, а не разрешать вопросы, и находит, что за 10 лет революции мы заслу
жили право на фантастику. Кугель говорит, что нам нужны больше таланты, чем директивы.
Средняя линия была занята представителем научно-художественной секции Гуса, Художественного Отдела Главнауки и Культотдела ВЦСПС.
Актерство также расслоилось. Если Нароков протестует против рецензентской и цензорской политучебы актера, то Дикий призывает театр служить, а не прислуживаться революции, а ра
ботников театра—работать в плане Советской (в частности профессиональной) общественности.
Таковы факты. Они поучительны.
При всей разнице подхода крайних фронтов они могут найти общий язык, так как „политики“ отнюдь не против качества продукции и понимают значение сценической подачи текста, а „эстетики“ стоят в пределах революционного театра и Совет
ской идеологии, хотя и понимают ее несколько „распространительно“. Если же сравнить этот „долгий парламент“ с тем, что было в начале нэпа, мы легко усмотрим тенденцию развития, несколько замедленную и осложненную уси
лением мелкой буржуазии за последние два года. „Смена вех“ переходит в „попутничество“ с естественным временным и частичным искривлением в сторону реакции, укрепившейся в вне
театральной общественности. Основная задача — борьба с мелкой буржуазией из-за театра.
Обсуждение вопросов теаиздательства, драматургии, репертуара и репертконтроля закончено.
По теаиздательству принята резолюция, построенная на общей мысли о необходимости объединения теаиздательского дела.
По остальным вопросам были выдвинуты три резолюции. Одна, переработанная в комиссии т. Пельше, в общем признающая идеологическое выпрямление репертуарной линии; вторая мень
шинства той же комиссии во главе с т. Плетневым, подчеркивающая крайнее влияние на теапродукцию стихии мелкой буржуазии; третья — от союза революционных драматургов. Большинство участ
ников совещания признало наиболее приемлемой первую резолюцию, хотя и она вызывала много возражений и поправок. В виду трудности объединить совещание на одной резолюции, по предло
жению тов. Луначарского совещание воздержалось от голосования той или иной резолюции.
В следующем заседании будут обсуждены резолюции об опере и оперетте и доклады по вопросам театральных направлений.
В. ТИХОНОВИЧ.
Балерина В. В. Кригер. К получению звания
заслуженной артистки.