СИСТЕМА ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ.

При заключении коллективного договора с Государственным Академическим Большим Театром в текущем сезоне, Московский Губрабис и Цекрабис провели новый принцип в методах регу
лировании заработной платы. Коллективный до
говор в его тарифной части не на определенный размер заработной платы с применением тарифных разрядов и коэффициентов, но на твердый оклад, присвоенный должностному положению каждою артиста и работника театра.
Система тарифных сеток в Большом Театре пришла к определьному своему несоответствию:
она перестала быть регулятором заработной платы и стала методом невольного обхода нормальных соотношений в зарплате отдельных категорий труда. Фонд приработков (сверхурочная часть, исполненные сверх нормы спектакли, аккордная сдельная оплата и пр.), не регулируемый тариф
ной сеткой, составил сумму, почти равную фонду основной заработной платы. Персональный оклад
присваивался лицам, которые в действительности не являются специалистами, подлежащими выделению на особые персональные договоры. Но заработная плата этих лиц должна была быть по
вышена, и не было иного метода, кроме перевода их на персональный доклад. Такие лица получали персональную надбавку в 5—10 руб., и в этих условиях профессиональные организации должны были присоединяться к решениям заранее искусственным и неверным. Неверное решение становилось единственным. Пониженная основная за
работная плата при общем сравнительно высоком ее фонде привели к тому, что зарплата не только отдельных коллективов, но и отдельных лиц, ре
гулировалась своеобразной „игрой интересов“ двух сторон: специальными соглашениями с кол
лективами и отдельными лицами, которые были построены на принципах повышения тарифных разрядов, понижения норм спектаклей, введения искусственных доплат, процентных увеличений заработной платы, так называемых „нагрузок“ и т. д.
Тарифная часть коллективного договора потеряла свое значение той основной директивы, которая определяла размер заработной платы.
При этом положении вещей Цекрабис, согласованно с Упр. Гос. Ак. Театров, выдвинул вопрос о нецелесообразности дальнейшего сохранения системы разрядов и сеток и о замене ее системой
окладов. Призрачное значение разряда должно устугить место действительному понятию оклада.
Система должностных окладов в своей предпосылке есть система нормализованного твердого штата. Все работники театра распределяются по должностным положениям, точно поименованным, характеризованным объективными, художественными признаками. Эта классификация должностных положений не должна явиться перечислением „амплуа актера“ в обычном понятии этого тер
мина. Работа по нормализации штатов строится по иному признаку: она создает группы должностных положений, имеющих то или иное влияние в спек
такле и в репертуаре в целом. При этом одна должностная группа может охватить несколько различных амплуа, имеющих одинаковое значение в ходе спектакля и построении производственного плана.
Устанавливается число штатных единиц, которые занимают лица, отнесенные к данной долж
ностной группе. Сумма штатных единиц по всем должностным положениям даст нормальный штат театра.
Каждому должностному положению присваевается должностный оклад, размер которого осно
вывается на действительной заработной плато данного лица, с коррективами в сторону нормальных тарифных соотношений.
Должностный оклад является окладом минимальным. Персональная надбавка к должностному окладу может иметь место, если лицо, занимающее данную должность, по своим квалификационным, данным, стать выше элементарных, основных требований театра, предъявляемых к данному должностному положению. Персональная надбавка, может иметь место с согласия органов НКТ.
Каждому должностному положению присваивается определенная норма выработки (т.-е. норма
спектаклей, или норма часовой занятости дневной или месячной). Так, например, для артистов хора Б. Театра установлена норма спектаклей — 20 и репетиционных часов — 60, для артистов кор
дебалета— норма спектаклей 22 и 60 репетиционных часов, для драматического сопрано 7—8 спектак
лей, для колоратурного 8 спектаклей в месяц (число репетиционных часов не ограничено) и т. д.
Для тех профессий, занятость которых, по требованию производственного плана, превышает нормальное рабочее время, вводятся гарантиро
ванные месячные приработки (так, для рабочих
машинно-декорационной части введено 50% к основному окладу, гарантированный приработок в общем за 252 часа месячного заработка, вместо нормальных 192 час.
Введение системы должностных окладов в Большом Театре потребовало увеличения годового фонда основной заработной платы на 54.000 руб., т.-е. на 5,85%.
Регулирование заработной платы методами должностных окладов вводится в настоящее время
только в Большом театре. Но несомненно, что эта работа и ее метод будут иметь значение опыта по линии театрального хозяйства.
В. МЕЛИК-ХАСПАБОВ.
„Дом актера“, построенный в Череповце на средства местного Театрального Комбината.