Пусть психологи разрешают вопрос о том, что является источником чувства, заставляющего обезьян бросаться на пред
ставителей другого общества, или удерживающего зубров на «своей» земле. Не будем также касаться вопроса, насколько это явление всеобще в животном мире. Отметим лишь факт, что это наблюдается среди многих пород животных. Несомненно, что источником их поведения является инстинкт самосохране
ния, обеспечивающий им достаточное количество пищи,—что аналогично заботе человека о хлебе насущном.
Но каковы бы ни были источники этого оберегания животными «своей» земли, ясно, что от них ведут свое начало обычаи, связанные у первобытного чоловека с племенной терри
торией. Эволюция даже тогда, когда она идет от животного к человеку, перманентна: в течение веков она накопляет множество мелких количественных изменений, дающих в итоге качественные различия.
Только тот, кто не хочет или не умеет подмечать этих незначительных, но постоянных изменений, может думать, что социальные учреждения возникли сразу, без связи с далеким прошлым.
В период дикости и варварства человек в пределах племенной, территории руководствуется указанной «заповедью» животных: эта «заповедь» для первобытного человека является основой его междуплеменных отношений.
Племя, т.-е. некоторое количество социальных единиц, объединенных общим языком и культом, общими обычаями и
учреждениями, сообща охраняет свою землю. Представитель чужого племени может ступить на нее только в качестве посла, т.-е. лица, имеющего надлежащие полномочия.
Путешественники по Австралии и современные этнографы отмечают обособленность, в какой живет каждое племя. Ланг пишет, что территории австралийских племен имеют такие же точные границы, как частные земельные владения в Англии. Туземцы и не пытаются проникнуть в пределы чужой территории, зная, что там ожидает их верная смерть. Согласно сви
детельству Фразера, племенная территория имела обыкновенно
естественные границы, переход которых считается за casus belli (поводом для объявления войны). Во время путешествий европейских ученых проводник доводил их обыкновенно до границы своей территории, а затем передавал одному из представителей соседнего племени.