Туземцы Новой Голландии только после появления в их стране белых стали покидать узкие пределы племенных территорий. Многие австралийские племена верят, что зачатие ре
бенка происходит вследствие воплощения души, обитающей на племенной территории. Эти души носятся в воздухе, как пчелы
вокруг улья ; они являются частью душ предков и никогда не воплощаются при посредстве женщины чужого племени. Повидимому, ни одно австралийское племя никогда и не пыталось занять территорию своего соседа. По всей вероятности, это было в связи с верованием, что предки каждого племени занимали именно ту территорию, на которой живут их потомки. Такое отношение к племенной территории мы находим у всех первобытных племен, при чем эта территория считается собственностью всего племени.
Но замкнутость в пределах племенной территории и запрещение чужим проникать в ее пределы мы встречаем даже на очень высоких ступенях культуры. Таковы ограничения по отно
шению к иностранцам в древнем Египте, Японии, Китае. Да и в настоящее время предъявление паспорта на границе есть не что иное, как отголосок недоверия и вражды ко всякому чужестранцу.
Начиная с периода варварства, тянется длинная цепь всевозможных способов эксплоатации иностранцев, до права феодаль
ного сеньора на поврежденные в пути возы купцов и до нашей таможенной пошлины включительно. Как следствие враждебных отношений между племенами, населяющими разные территории, возникли впоследствии различные виды зависимости человека от человека, например, рабство.
Итак, «заповедь», обязательная для животных, обитающих в девственных лесах, сохраняется до некоторой степени и в условиях современной нам цивилизации. Но эти пережитки с избытком покрываются теми благами, которыми современный чело
век может пользоваться, благодаря общению между народами. В настоящее время мы имеем возможность, не рискуя жизнью, и часто даже без особого разрешения, любоваться красотой Альп, отдыхать на побережьи Бретани, восторгаться видом Ниагары;
мы можем путешествовать по чужой стране, селиться там на время или навсегда; можем посещать музеи, галлереи, библио
теки. Живя в таких условиях, мы часто и представить себе не можем, как далеко в этом отношении мы ушли от своих