предков, которые в течение всей своей жизни были прикованы к определенной территории и за попытку покинуть ее расплачивались жизнью.
2. Нейтральная пограничная полоса. Ее значение в более позднюю
эпоху.
Член известного племени может обитать только на территории, принадлежащей последнему. Это обязательно даже для
тех соседних племен, которые живут в мире. Мало-по-малу между владениями соседних племен возникла пограничная полоса, на которую обе стороны стали смотреть, как на терри
торию нейтральную. Представители различных племен имели право посещать эту полосу ; им нельзя было лишь доходить до того места, за которым начинаются чужие владения. Конечно,
эта нейтральная полоса возникла не в результате взаимногосоглашения между соседними племенами, а в силу стихийной
борьбы инстинктов и интересов: там, где не было такой полосы,, распри отравляли существование каждой из ст%юн.
У границ африканских сомалийцев нейтральная полоса достигает обыкновенно 10—15 километров в ширину и служит убежищем для диких зверей. У оромонов через эту полосу, покрытую непроходимым лесом, ведет к соседнему племени единствен
ная тропинка. Эти племена вполне сознают роль нейтральной; полосы: они называют ее «кожей», предохраняющей их от вторжения врагов. В окрестностях горы Килиманджаро нейтраль
ная полоса отделяет владения вадзагов от владений масаев. Если в таком природном укреплении образуется где-либо брешь, туземцы, не жалея сил, роют там рвы, которые достигают 15 метров глубины и 10 метров ширины.
Нейтральные полосы покрыты густым лесом или иногда представляют собой трудно проходимые болота. Они тянутся обыкно
венно не вдоль рек, не представляющих серьезной преграды, а вдоль горных хребтов.
Такие полосы встречаются как у племен, стоящих на очень низкой ступени развития, так и у тех, которые достигли сравни
тельно высокой степени культуры : путешественники отмечают их и у охотничьих и у земледельческих народов. А. Гауит, говоря о туземцах, обитающих в окрестностях Мариборуха, приводит интересный факт, освещающий причины возникновения нейтраль