Разгром Фадеева

О. М. Брик

Вскоре после Октябрьского переворота Горький получил от крестьян какой-то деревни письмо с просьбой:
„Дорогой Алексей Максимович, почему это только буржуй танцует, а мы не танцуем? Пришлите нам, пожалуйста, самоучитель танцев
Примерно также рассуждают наши пролетлитераторы.
„Почему это только у буржуев беллетристика, а у нас беллетристики нет? Давайте нам самоучитель беллетристики .
В результате самоучитель беллетристики как-то существует, и> по нему пишется рабоче-крестьянская беллетристика. Образцом такой беллетристики считается роман Фадеева—„Разгром .
Роман этот довольно ловко сделан и напоминает разговор русского пофранцузски фразами из самоучителя.
Человек знает язык не в его элементах, не в его грамматике, а в готовых фразах — и получается как будто очень складно. Но достаточно человека пересадить в другую обстановку—и все фразы из самоучителя будут звучать неуместно.
Если, например, человек знает, как спросить пофранцузски, „когда отходит поезд на Париж? —то на вокзале эта фраза будет звучать хорошо, а на аэродроме будут звучать глупо. Но заменить слово „поезд словом „аэроплан и слово „отходит словом „от
летает человек не сумеет, потому что он знает не язык, а только готовую фразу.
Фадеев не поставил перед собою вопроса, когда учился по самоучителю: „Не изменилась ли та социальная обстановка, в кото
рой этот самоучитель создавался, и уместно ли этими готовыми фразами объясняться в вашем сегодняшнем обиходе?
Фадеев не поставил перед собой вопроса: имеет ли вообще смысл сейчас писать беллетристическое произведение на тему гра
жданской войны, о которой у нас сохранилось столько ценных и увлекательных документов.
Фадеев подошел к своей задаче чрезвычайно просто. Его совершенно не интересует реальная обстановка, в которой происхо
дит действие его романа. Его, по самоучителю, интересует только внутреннее переживание отдельных героев. Воронский выразился по этому поводу чрезвычайно элегантно:
„Писателя (Фадеева. О. Б.) интересует внутренний мир

его героев, а не их внешнее поведение .

Под внешним поведением следует, повидимому, разуметь борьбу партизан за советскую власть. Фадеева эта сторона дела не интересует.
Нет ничего удивительного, что в. самоучителе, по которому учился Фадеев, интерес к так называемому внешнему поведению