О высшей художественной школе

В настоящее время предпринимается попытка научно-объективно прояснить положение, определить задачи Вхутемаса, его целевую производственную установку, наметить план большой методической работы. Первые шаги оказались удачны. Главпрофобр уже утвердил постановление нового правления о пятилетием курсе обучения и о специали
зации со второго года (специальные факультеты будут иметь не два, а четыре года — с дипломной работой). После некоторой дискуссии расширенное заседание правления (при участии деканатов всех факультетов) приняло единогласно чрезвычайно ответственную общую резолюцию о состоя
нии Вхутемаса, основах его академической поли
тики и его структуре (в начале июня). Эта резолюция намечает четко и твердо план реформы Вхутемаса и является декларацией для нового периода работы этого вуза. Чтобы провести в жизнь эти принципы, необходима длительная работа среди профессуры и студенчества, большая методическая работа и поддержка художественной советской общественности.
Поэтому чрезвычайно досадным промахом и сплошным недоразумением является статья тов.
Б. Арватова «О реорганизации художественных факультетов Вхутемаса», помещенная в № 29 «Жизни Искусства». Тов. Арватов совершенно не знаком с материалом, на основании которого пытается делать свои заключения и оценки. Информаторы т. Арватова ввели его в заблуждение.
Отвечаю кратко. Никакого проекта Главнауки (?) и Охобра о преобразовании производственных факультетов не существует. Есть только наметка реорганизации, которая выдвигается новым пра
влением Вхутемаса. За него новое правление будет активно бороться. Сказать, что этот проект расплывчат, что за ним скрывается старая эсте
тическая подоплека, что вуз им сводится к служебноприкладной роли, что целью вуза становится подготовка преподавателей, что авторами проекта руководят прикладнические тенденции, ни при каком настроении нельзя. Тот проект, о котором можно говорить, который содержится в резолюции об основах академической политики Вхутемаса, устанавливает совершенно иную позицию, четкую, определенную и конкретную. Принципиально-программная его часть гласит следующее:
«Правление считает необходимым изжить нездоровое и неправильное подразделение Вхутемаса на факультеты чисто художественные в производ
ственные. Такое подразделение искажает задачи и природу Вхутемаса. Возникнув из соединения художественно-промышленного Строгановского учи
лища и училища живописи и ваяния, Вхутемас должен был органически синтезировать элементы одного и другого и развиться в новый тип худо
жественно-технического вуза, подготовляющего художников-инженеров и художников-техников высшей квалификации для обслуживания искус
ством нужд промышленности. Тем не менее практика и структура Вхутемаса до сих пор основываются на неправильном принципиальном различении художественных и производственных факультетов и задач.
Вхутемас не является ни чисто художественным, ни чисто техническим вузом, но является вузом художественно-техническим. Задачи чисто
эстетические и исключительно технические ему чужды. Все факультеты Вхутемаса являются одинаково производственными и одинаково художественными. Так называемые производствен
ные факультеты не должны вырождаться в чистый техницизм и голый индустриализм, а должны осуществлять художественно - производственный комплекс, т. е. дать художников-мастеров высшей квалификации, умеющих делать организованные наиболее рационально по форме и ма
териалу вещи для быта и художественные стандарты — образцы для массового производ
ства. Так называемые художественные факультеты не должны вырождаться в чистое искусство, а должны дать мастеров, владеющих художест
венным материалом и формой и умеющих не только изображать, но и строить жизнь, т. е. художе
ственно оформлять быт, политическую борьбу и общественную работу.
Художественно-технический вуз в нашу эпоху должен иметь индустриальный уклон. Это не означает узкого прикладничества и узкого техницизма. Но индустриальный уклон требует тща
тельного изучения состояния и нужд нашей промышленности, выполнения ее плановых заданий, тесной организационной и учебно-плановой увязки с соответствующими производствен
ными и профессиональными организациями. Вхутемас должен ориентироваться на промышленность, на связь с ВСНХ, с трестами, с заводами, с отдельными производственными единицами.
Хотя состояние советской промышленности, технически отсталой и мало производительной, и крайне недостаточное научное оборудование Вхутемаса не позволяют сейчас совершенно опреде
ленно и четко формулировать целевую установку факультетов и вуза в целом, тем не менее правление Вхутемаса ставит своей конечной целью довести состояние вуза до такой высоты, чтобы он выпускал высоко квалифицированных инженеров-художников для определенных видов промышленности.
Вхутемас, как высшее учебное заведение, должен стоять над современными художественными распрями. Но это не значит, что он должен быть пустым местом в современной художественной культуре, своей работой не способствовать раз
решению споров, разделяющих различные течения и группировки. Вхутемас должен занять определенное место в современном искусстве. Вхутемас должен означать определенную художественно-культурную позицию. Эта позиция опре
деляется: борьбой за качество, связью искусства с промышленностью, социально и художественно целевой установкой искусства, использованного для переустройства быта и в целях полити
ческой борьбы, борьбой за художественную культуру.
Изжить недостатки периода первоначального
строительства и превратиться в настоящий ху