ӀӀ. Русское народное искусство

НИКОЛАЙ БАРЮТИН

РИСОВАЛЬЩИКИ ПАЛЕХА

В Государственном музее палехского искусства (с. Палех) недавно была открыта выставка рисунков мастеров Палеха. Эта первая выставка графики па
лешан была чрезвычайно интересной и весьма показательной. Она свидетель
ствовала о многосторонности и глубине палехского искусства.
За мастерами Палеха прочно установилась слава творцов лаковой миниатю
ры, в основу которой положены древние иконописные стили. Своеобразная экзо
тика этих миниатюр покорила сердца многих искусствоведов и коллекционеров. Но о мастерах Палеха как о рисо
вальщиках до сих пор знали слишком мало. Рисовальщики Палеха были известны, главным образом, как иллюстраторы книг. Многим памятна работа Ива
на Голикова по иллюстрированию и оформлению «Слова о полку Игореве».
Несколько имен палешан известны также в связи с иллюстрацией изданий народ
ной поэзии и сказок Пушкина. Но все эти немногочисленные издания, которы
ми, кстати сказать, были заняты лишь немногие из мастеров, давно стали библиографической редкостью.
Палехский музей поставил своей задачей собрать и изучить образцы рисунка мастеров Палеха. Эти рисунки, глав
ным образом в виде подготовительных листов для лаковой миниатюры, или хранились в личных архивах мастеров, или, сделанные на случайных клочках бумаги, бесследно пропадали, как черно
вой, подсобный материал. Поэтому на выставку попало далеко не все, что могло бы быть выставлено.
На нынешней выставке были представлены рисунки двадцати восьми мастеров. За небольшим исключением, это рабочие рисунки к лаковым миниатюрам.
Совершенно исключительны по богат
ству фантазии и по мастерству выполнения рисунки Аристарха Дыдыкина. Сохраняя большое своеобразие, работы этого мастера целиком исходят от образцов новгородскогд стиля. Безукориз
ненные по технике, они пленяют большой графической культурой, смелостью, широтой тематики. От литературных, пе
сенных и сказочных мотивов мастер пе
реходит к историческим и ь оенно-патриотическим темам.
В новгородский стиль своих рисунков Иван Вакуров вносит образцы восточной миниатюры, тщательно изученной мастером в древнем армянском книгохранилище Эчмиадзина. Некоторые из этих работ смотрятся как вещи монументального стиля.
Тонкостью и чистотой линии отличаются работы Александра Котухина, идущего от строгановских писем. Полны дина
мики рисунки Дмитрия Буторина. Рисует он непосредственно на лаке, оставляя на случайных клочках бумаги лишь беглые черновые наброски.
Из мастеров второго поколения в первую очередь останавливают внимание работы Павла Баженова, блестящего рисовальщика. Выразительны рисунки Федора Каурцева, Сергея Вяхирева, умершего этим летом Дмитрия Турина, Сергея Соломина и Григория Буреева, достойного ученика Вакурова.
Из работ молодых художников отметим темпераментные рисунки Анны Котухиной, выразительные листы Евгения Пашкова, работы Тамары Зубковой, Николая Вихрева и Ивана Челышева.
На выставке были показаны также рисунки первых мастеров палехской миниатюры покойных Ивана Баканова и Ивана Голикова, представляющие ценнейший материал по истории палехского искусства.