ПАМЯТИ С. А. МОКИНА
Коллектив художников Холуя понес тяжелую утрату: умер виднейший мастер холуйской миниатюры С. А. Мокин.
Жизнь этого художника была весьма типичной для иконописца старого време
ни. После окончания сельской начальной школы С. Мокин поступает в иконописную школу, открытую в Холуе. В 1908 г.. 17-летним юношей, он выступает уже как
мастер-иконописец, работая над росписью церковных стен и иконостасов,
С революцией художник переходит на декоративно-оформительскую работу и занимается станковой живописью, уделяя главное внимание портрету и пейзажу.
В 1928 г. С. Мокин вступает в мастер
скую артель «Пролетарское искусство», а потом переходит в художественную

III. Выставки

артель промкооперации, организованную в самом Холуе.
Одновременно с этим художник ведет большую педагогическую работу, преподавая в артельной школе. С 1934 г. Мо
кин переходит исключительно на лаковую миниатюру, отдавая этому делу весь
свой незаурядный талант. Миниатюры Мокина выделяются среди миниатюр Хо
луя. Они получали высокую оценку на отечественных и иностранных художественных выставках.
За время Великой Отечественной войны мастером сделано много работ на патриотические темы: «Ледовое побои
ще», «Вставайте, люди русские», «Князь Игорь», «Великий призыв», «Салют Родины» и ряд других.
ИРИНА РАБОНКОВА
ИВАНОВСКИЕ РУЧНЫЕ НАБОЙКИ
В Областном музее г. Иванова недавно была открыта интересная выставка, очень полно и ярко рассказывающая об
истории художественного текстиля в Иванове. На стенах выставочного зала была последовательно развернута экспо
зиция высокохудожественных образцов ручной набойки начиная с XVII и кончая XIX веком.
Искусство ткать, красить и набивать холсты было издавна известно в Иванове и его окрестностях. Первые крестьянские набойки безымянны, как и все произведения народного русского творчест
ва. Техника выполнения их примитивна, они напечатаны черной или синей мас
ляной краской по грубому домашнему холсту. В узорах этих набоек встречается и простейший геометрический орнамент в виде квадратиков и треугольни
ков, и наследие языческой мифологии — таинственные чудища, фантастические звери, русалки, сказочные богатыри, и всяческие чужеземные мотивы, из раз
ных мест завезенные в древнюю Русь, но в результате переработки в горниле на
родного творчества приобретшие чисто русские национальные черты. К таким мотивам относятся, главным образом, узоры, заимствованные с драгоценных золотых тканей, привезенных в древности с Востока и Запада.
В середине XVIII века, в результате поста промышленности, г! Иванове возгикают первые мануфактуры, целиком основанные на применении ручного труда. Новые фабричные набойки резко отличаются от прежних крестьянских. Дере
венский холст сменяется миткалем, самодельные краски—растительными кра
сителями, что совершенно меняет гамму расцветки набоек, в которой начинают преобладать красные и коричневые тона.
На ивановских набойках расцветают пышные и затейливые узоры, похожие на орнамент французских тканей эпохи рококо. Но так как эти набойки создава
лись руками русских крепостных маете* ров, глубоко связанных с исконной художественной народной традиццей, европейские стилистические влияния приобретали в ивановских набойках совершенно