ния и идейного звучания. Беспредметный конструктивизм лишил сцену живых красок действительности, отбросил ее к серым схемам чистой инженерии и техницизма.Гостя в Москве, знаменитый английский режиссер Гордон Краг, восхищенный силой и мощью советского театра, остановился перед макетами беспредметни- ков, открыл механизм своих часов и сказал: «Сколько ни смотреть с этой стороны, никогда не узнаешь, который час. Так и здесь».Советский театр не мог и не хотел долго удержаться в рамках беспредметного конструктивизма. Необходимость показать конкретное место действия, соответствующее замыслу спектакля, необходимость показать реальные, жизненные социальные образы в реальной обстановке привела к созданию объемно-конструктивной формы спектакля с реалистическим показом места действия. Так родился реалистический конструктивизм. Но и он не преодолел основных пороков беспр е д метного кон стр укт ив изма.Рост нового социального образа, потребность показать его во всей сложности и красочности жизни, необходимость повысить идейный уровень спектакля, перестройка мировоззрения художественной интеллигенции направляют творческую мысль театра в сторону обобщенных реалистических образов.Идейный замысел спектакля выражает социальную правду формирования новой жизни. Это направляет художника театра к углубленному раскрытию основной темы спектакля, заострению идейного его замысла.Художник, обогащенный творческими исканиями, (возвращается к реалистическому показу действительности. Но этот реализм отнюдь не является возвратом к буржуазному реализму. Он .возникает на основе познания социалистической действительности и критического освоения реформаторского движения в организации новых форм сценического пространства.Художники советского театра Сохраняют в подавляющем большинстве обь- емно-трехмерное разрешение сценического пространства и соединяют архитектурные формы с элементами живописи и скульптуры.В противовес художникам буржуазного театра советский театральный худож- • ник раскрывает социальную правду, показывает действительность в процессе ее движения и становления нового, бесклассового общества.Реализм советского искусства, и в частности советского театра,— реализм сугубо радостный и действенный, оптимистический. Реализм советского искусства— продукт общества, сбросившего вековое рабство, ставшего господином своей судьбы, объективно познающего мир и направляющего руль история 1к полному торжеству социалистической жизни.Художник советского театра ,не противопоставлен автору и актеру, как художник буржуазного театра. Наоборот, он ищет для данного драматургического произведения наиболее соответствующие изобразительные формы, для раскрытия стиля и почерка автора’, сценической манеры и стиля актера. Он выступает важнейшим участником спектакля, создателем художественно-идеологических ценностей, а не самодовлеющим элементом театра, стремящимся чисто зрелищным1 формотворчеством отодвинуть на задний план автора и актера.Художники советского театра, представители разных творческих школ и течений, работая в театрах разных систем, в полной мере сохраняют свою творческую индии,идуальность, но их сближает общая социально-идейная целеустремленность советского театра, формирование реалистического стиля социалистического искусства.Выставка «Художники советского театра» развернула галлерею блестящих художников, достижения которых открывают новые пути в театральном искусстве. Здесь мы видим разнообразие жанров, стилей, художественных школ. Такие художники, как Н. Акимов, А. Арапов, ,А. Веснин, П. Вильямс, С. Вишневецкая— Е. Фрадкина, Б. Волков, А. Головин, В. Дмитриев, П. Кончаловский, П. Кузнецов, Б. Кузнецов, А. Лентулов, Е. Манделыберг, И. Нивинский, Л. Попова, И. Рабинович, В. Рындин, В. и А. Стенберги, А. Тышлер,, В. Фаворский, Ф. Федоровский, И. Федотов, В. Шестаков, И. Шлепяиов, К.; Юон, Б. Эрдман,t П. Якулов и др., создают во всем многообразии и оригинальности их творческих путей художественный стиль советского театра. Здесь и мастера живописи1—Л. Кончаловский, П. Кузнецов, А. Лентулов, И. Нивинский, Ф. Федоровский, которые приносят в театр яркие краски, создают .новые живописные формы, обогащающие театр яркой красочностью. Здесь же родоначальники конструктивизма — Л. Попова, (В. Шестаков. Здесь романтик и формалист, виртуоз-изобретатель Г. Якупов. Здесь праздничный, полнокровный, жизнеутверждающий реализм И. /Рабиновича, и ряд оригинальных творческих поисков, характеризующих широкий диапазон и неисчерпаемые богатства творческой мысли художников1 (советского театра.Выставка «Художники советского театра» дает ясное представление о творчестве каждого советского художника. Но нельзя пройти мимо основного процесса, процесса преодоления натурализма, конструктивизма и формализма и становления нового стиля, стиля социалистического реализма. В самом деле, путь В. Дмитриева идет от кукольного театра, от кубофуту- ризма Зорь до Воскресения .и Егора Булычева, спектаклей сочного, красочного