Отказ ют конструктивизма не означает возвращения -к партиархальному натурализму и стилизации. Преодоление конструктивизма не .означает отказа от объемного разрешения формы спектакля. -Использование опыта конструктивизма требует усвоения его лучших, сильных сторон: сосредоточенности и четкости построения, строгой простоты, благородной лаконичности изобразительного языка, точности в распоряжении выразительными средствами. Актер не должен быть отодвинут .в сторону и заглушен художником. Сценическая площадка должна остаться ареной для игры актера. Художник должен понять свою роль помощника и сотрудника актера. Он должен быть максимально сосредоточен и сдержан в интересах самого глубокого раскрытия творческого своеобразия актера. Опыт конструктивизма может -помочь художнику понять свое место в спектакле.Преодоление конструктивизма должно быть преодолением его бескрасочности, его архитектурного схематизма, удручающего однообразия его форм, убожества его изобразительного языка. Величайшее полнокровие нашей эпохи, чувство полноты жизни и ликующей жизнерадостности, которым переполнены сердца миллионов строителей нового -общества, требуют яркости красок, сочности -и содержательности- сценического образа. Нам надоели серые конструкции, унылые и скучны-е скелеты оформления, всевозможные абстрактные архитектурные построения, -планирующие -сценическое пространство, но не дающие никакого образного представления -о месте и -времени действия. Мы больше не -выносим схем индустриального эстетизма. Особенно непереносимо взлелеянное конструктивизмом однообразие фо-рм, их -сухой схематизм утомляет так же, как сложная пышность живописных декораций. От них веет опустошенной, мертвой скукой. Традиционные лестницы о брамляют сценическое пространство не только тогда, когда по ним ходят люди, -но и тогда, когда они -несут только декоративные функции. Верхние переходы и лестничные конструкции -в установке к Горе уму для большей ча-сти действия совсем не -нужны, но тем не менее они назойли-во лезут в глаза -в продолжение всего -спектакля. Борь-ба за содержательность и пол-ноту сценического о-бра-за -становится основным правилом театрального художника. Переход к настоящей образной И цветовой многоплановости становится его основной -задачей.Выразительность живописиЗабота о будущем становится преобладающей страстью -советского искусства. Преодолевая гигантские трудности за осуществление -плана в настоящем, усилиями миллионов -строится реальное и конкретное будущее. Роман -Роллан -говорит о двух полюсах, между которыми -заключена сфера искусства. Эти -полюсы действие -и мечта. «Нет большого -вскус-ства без мощного единения действия и мечты. Это взаимно дополняющиеся -силы». Большое искусство советского театра, подытоживая- свои победы и -поражения, п-росматривая свое хозяйство и -свой -инвентарь, мечтает о завтрашнем дне, который подготовляется -сегодняшней работой. Забота о будущем заставляет поставить вопрос о -п-ри-н- ц-ип-ак театральной «декорации» для завтрашнего дня.-Объемное разрешение -сценического -пространства, предназначенного для игры актера, остается основой. Но- -преодолевается ограниченность оформления средствами -одного искусства. -Изменяется -самое -понятие декорации. -Специальностью художника театра становится не только определение -цвета, -масштабов и света, сколько -опре-делени-е -целостной формы -всего действия, в-се-го спектакля. Художник не «декорирует» и не «оформляет» спектакль. -О-н -ставит спектакль, вскрыв-ая драматическое дей-ст-вие средствами пространственных искусств. В зависимости от -содержания действия, он -выбирает выразительные -средства одного или -нескольких и-зо- и-скус-ств. Принцил1иальное ограничение своих задач средствами одной живописи или одной а-р-хитекту-ры является формалистским обеднением -искусства театра. Этюдно-живописное -понимание декорации становится таким же пережитком, -как и архитектурно-технологическое.Вы-разительные средства живописи -и цветной графики сохраняют -свое величайшее значение в -социалистическом театре. Самые -ценные достижения театрального конструктивизма, несмотря на -его антагонизм...-к плоскостной живописи, им-е-н-но от нее -ведут свое про- и-ох-ож-ден-ие. Ве-сь кубистичеекий театральный монтажцеликом -вышел из достижений стаеко-вой живописи. Якулов, Татлин, Рабинович, Попова, Альтман, Дмитриев, Ходасевич, Тышлер и др.—-прежде всего живописцы, а потом конструкторы -сценического -пространства. Роль живописи -в последних победах советского театра особенно поучительна. Великолепное использование живописи, цветной графики для раскрытия драматического действия отнюдь не отменяет объемного разрешения пространства. Так, В. А. Фаворский для Двенадцатой ночи Шекспира -в -МХТ II изобрел 1прекраоную -объемную форму спектакля, -выражающую -в конденсированном -виде стилистическую сущность эпохи Возрождения, -и поставил -эту -форму -на фоне громадного живописно-графического -панно. Можно го-во-р-ить о -сухости и -отвлеченносги этой графики и этой живописи, -но во-зражать против уместности использования живописного -панно -не приходится. Трое наиболее талантливых молодых художников, выдвину-в-ших-ся 1в -первые ряды постановщиков (спектаклей за последние годы, идут от ж-и-вопи-си. Я говорю о П. В. -Вильямсе, А. Г. Тышлере и В. С. Басове. Найденные Вильямсом формы спектакля в Травиате (Музыкальный театр -имени Немиро-вича-Дан- ченко-)’ и в Пикквикском клубе (МХАТ 1им. Горького) являются показательными для- -нынешнего этапа развития -советского театра. Он дает пространство, увеличивая -его в -ширину, проектируя его по флангам, -а в Глубину ставит громадные -пан-но, усиливающие динамику действия. Можно возражать против -ненужной за-мены живого движения реальных людей стремительным ритмом декоративной живописи, -но Не -видеть -выразительной -силы жи-вопи-сных -панно этого художника невозможно. Совершенно ясно, что крупнейшие достижения принципиального характера :в области театрально-декоративного искусства -в ближайшие -годы -будут достигнуты усилия-ми художников, подобных Вильямсу, Тышле-ру и Басо-ву.Тышлер -приближается -к -скульптурному -построению спектакля. 0-н этой задачи еще не разрешил, но он эту задачу своими работами поставил. -О-н мыслит объемами, он мало считается с актер а-ми и -их удобствами. 0-н заселяет сцену фигурами и вещами, вклады-вая -в них громадную одухотворенную силу с-воей игровой фантазии. Оттого его стулья принимают и-роническ-и человеческий вид {Школа неплательщиков в театре -п/р. Завадского), а фигуры средневековых святых заслоняют живых людей, мир которых ограничен узкими масштабами -саркофага {Король Лир в ГОСЕТе). Такое -поведение художника кажется антитеатр-альным. Тышлер еще -не нашел театральной меры. -Но приемы -его -мышления в высшей степени театральны. Использовать выразительные -средства скульптуры -в целях характеристики образа и отыскания целостной формы -спектакля— задача, -вполне назревшая (и -благодарная. -Скульптура же Тышлера живописна, так как пользуется цветовыми -и световыми обозначениями. Тышле-ру -надо изменить не сред-ст-ва выразительности, а содержание своего Искусства, сво-е холодно-любопытно-е, !э-кспериментально-иро-. иическое отношение к -миру.-В. Ба-сов — художник, -мало известный широким кругам театральной публики. Но его макет к Ромео и Джульетте в студии -Радло-ва -позволяет -питать по -отношению к -нему большие надежды. -В Басове растет большой мастер. Его архитектурное разрешение -спектакля живописно и -скульптурно в высочайшей степени. Он -не умеет мыслить абстракциями, он мыслит -свето- цв-ет-овым-и -объемами, -выношенными и созревшими в его оо-знании. -В его работах есть -монументальный -размах и Тяжелая сила-. Тяжеловесность -его (постановок может (быть изжита, а (и-з его монум-ентальности можно разжечь пламя настоящего трагического подъе-ма. Это художник больших возможностей.Одно -несомненно: пространственно-изобразительное разрешение -спектакля в еоциали-стич-е-ско-м театре -не может ограничиться выразитель-ны-ми средствами только одного из про-странст-венных искусств. Оно должно пользоваться выразительностью и живописи, и архитектуры-, и скульптуры. А-кцен-т на одном из этих искусств за-в-иои-т -от конкретного -содержания данного спектакля.-Конструктив-из-м и стилизаторство художников «-Мира искусства» (и их эпигонов) -выдвигают -на- первый план формальную -сложность и изощренное технологическо-е виртуозниче-ст-во, прикрывающее внутреннюю опу-ст-о- шевноечь художника, отсутствие у -него глубокой иОпасности формализма