В третьей пятилетке спрос широких
масс трудящихся на товары широкого по-

требления будет, несомненно, полностью
удовлетворен.
Для этого имеются все необходимые

предпосылки. В результате успешного вы-
полнения сталинских  патилеток наша
страна стала могучей индустриальной дер-
жавой. Сопиалистическая реконструкция
сельского хозяйства создала прочную
сырьевую базу. Следовательно, для произ-
водства предметов потребления, в частно-
сти в -легкой промышленности, имеются
и машины и сырье,

В этих условиях Наркомат легкой иро-
мышленности должен прежде всего поду-
мать 0 том, как организовать работу сво-
их предприятий и учреждений, чтобы она
соответствовала огромным сдвигам в с0-
ставе населения, в уровне его благосо-
стояния и культуры, в характере спроса.

Сельский спрос, например, претерие-
вает большие изменения. Колхозная дерев-
ня, идущая в зажиточной жизни, пред’-
являет спрос на товары, которые раньше
входили преимущественно в городской
ассортимент. Колхозники покупают He
только патефоны и велосипеды, но и луч-
ее сукно, шелк, трикотаж, полотно, ше-
вровую обувь, вилоть до самых дорогих,
изысканных ‘сортов.

В этих сдвигах отчетливо выражен про-
цесс ликвидации противоположности ме-
жлу городом и деревней, и было бы пре-
стунно не учитывать его влияния Ha
спрос.

Но деревня и при большой культуре
сохраняет особенности спроса. Колхозни-
ку нужны сотни товаров для оборудова-
ния своей усадьбы, для работы на поле
и огороде и т. п. Промышленность не мо-
жет не учитывать и эти особенности
сельского спроса. Исключительной важно-
сти задачи встают и #8 удовлетворении
спроса национальных районов.

В общем вылвигаетея масса требований,
каждое из которых должно быть тщатель-
но изучено. Мы не можем допустить, что-
бы в третьей патилетке потребитель на-
ходил в магазине товары, которые по ка-
честву, размеру, по выделке не соответ-
ствовали бы в какой бы то ни было сте-
нени своему назначению. ;

Наркомлегиром должен прислушиваться
х голосу потребителя, иначе’ он отстанет
от жизни, разойдется с ве требованиями.

Это как булто просто и понятно. Но
нужно знать аппарат Наркомата легкой
промышленности, его сбытовых и местных
органов, чтобы представить себе все труд-
ности, стоящие на пути внимательного
удовлетворения спроса. Наркомат и его
предприятия не привыкли считаться ©
мнением потребителя и его интересами.

Можно смело утверждать, что для руко-
водителей некоторых предприятий Нарко-
мата легкой промышленности игнорирова-
ние интересов потребителя является за-
коном. Торговые организации, — повее-
дневно  сталкивающиеся с миллионами
людей, — плохо ли, хорошо ли, но все
же изучают спрос, делают выводы 6 его
характере и изменениях. В соответствий
с этим они пред’являют свои требования
‘Наркомлегирому для того, чтобы он поло-
жил их в обнову производственной про-
граммы своих предприятий. Однако прак-
тика показывает, что  Наркомлегпром
не считается с заказами торговли.

Например, Центросоюз потребовал, чтобы
в 1937 году было произведено чулок и
носков 430 млн пар; вместо этого нар-
комат утвердил производственную  про-
грамму в об’еме только 393 млн пар. Вме-
сто 100 млн штук белья он утвердил 88,3
млн; вместо 25 млн штучного трикота-
жа— 19,4 млн. Зачем понадобилось это
сокращение, если производетвенные B03-
можности обеспечивали выполнение заяв-
ки полностью? Зоспитав в своих пред-
приятиях неуважение к заказу потребите-

‘окрашиваются слабыми красителями,

ОР ВЕ Ree eS НОИП АЕ Е Ва

ля, Наркомлегиром в [ квартале недодал
торговле до 5,5 млн пар чулок, главным
образом женских:

Чулки, как и пестротканные товары,
ли-
няющими от воды, солнца, пота. Светлые
прета чулок красятся без предварительной
отбелки и производят впечатаение гряз-
ных, мутных. В этих свойствах товаров
менять свой пвет и терять качество от-
нюль не виноваты ни солнце, ни вода.
В этом виноват Наркомлегиром, который
не борется за качество продукции. Здесь
следует признать и вину торговых орга-
низапий, которые до сих пор не сумели
стать крепким  заслоном, защищающим
потребителя от недоброкачественных това-
ров.

Не учитывает Наркомлегиром и возрает-
ных особенностей спроса потребителей. Раз-
меры чулок, валеной обуви он стремится
приспособить к удобствам своих предприя-
тий, а не наоборот. Чулки вместо 5 раз-
меров и_8 цветов. вырабатываются не бо-
лее 2 размеров и ие более 3—4 иветов.
Пряжа слабая, и чулов быстро рвется.

Центросоюз дает заказ на изготовление
валеной обуви: мужекой —35  проц.,
женской—30 проц. и детской—35 проц.
Наркомлегиром его преображает так: муж-
ской — 16 проц., женской —18 проц. и
детской — 66 проц.

Главкам Наркомлегирома чужд дух но-
ваторетва, всякое изменение в ассорти-
менте продукции, вырабатываемой их
предприятиями, кажется им бедствием.

Стекольная промышленность рапортова-
ла о досрочном выполнении плана
года. Это отнюль не означает, что в. ней
все обстоит благополучно. 3& «ередней»
цифрой ‘скрывается певыполнение плана
производетва товаров широкого потребле-
ния. Например, план выработки сортовой
посуды выполнен лишь на 86,4 проц.,
стаканов — на 77,6 проц. Стекольная
промышленность почему-то отбросила
автоматы, ‘на которых она уже рабо-
тала, и перешла к полуавтоматам. По
плану 1937 года стекольная промыш-
ленность. должна выпустить мил-
лиона прессо-выдувных стаканов. За 4
месяца этого года не выпущен ни один
такой стакан. В 1936 году выпущено
100 млн стаканов одного рисунка, в то
время как каждый маленький заводик,
при внимании к делу, мог бы дать 10—12
и больше рисунков.

Надо отдать справедливость Наркомаег-
прому — он героически выдерживает в те-
чение. ряда. лет натиск торговых органи-
заций, Но Этот, «героизм» чужд советскому
потребителю и наносит серьезный ущерб
его интересам. .

Хитроумная политика наркомлегиромов-
ских дельцов сводится к тому, чтобы за
счет выработки наиболее легких в произ-
водстве групп товаров перекрыть резкое
невыполнение плана по товарам, ‘более
сложным для производства. Трест «Пе-
стротканБ» план производства сатина вы-
полнил на 77 проп., белья — на 52 прон.,
платья зимнего — на 65 проц., а план
производства марли перевыполнил на 44
прон. В этом заключается секрет побед-
ных рапортов.

Равномерность завоза товаров с баз про-
мышленности на склады торговых органи-
запий и дальнейшее пролвижение в лавки
для продажи потребителю являются эле-
ментарным условием бесперебойной тор-
товли. Однако сбытовые организации нар-
KOMaTa преступно нарушают это условие
и то возносят круто вверх темпы отгруз-
ки, то стремительно снижают их.

Скачкообразный ход отгрузок товаров
дезорганизует работу сети. Огромный при-
ток товаров к концу квартала требует для
выкупа больших средетв.. Хлынувшая мас-
са товаров нё размещается в складских
помещениях.

О. ОСИПОВ-ШМИДТ

но тонкое ординарное стекло,
стекла двойные и тройные,
кой случай, когда целый вагон тройнога
стекла, илущего исключительно для нужх
железных дорог и трамвайных  трестов,
был заслан в Винницкую область для села.

‘организациям Наркомлегирома, неё только

ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ _ТРЕТЬЕГО_НПЯТ ИЛЕТНЕГ О ПЛАНА

ТРЕБОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
- К ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В деревню, требующую преимуществев-
засылаются
Был даже та-

Ненормальное положение создалось и с

вывозом швейных изделий с мест их нро-
изводства. Местнические тенденции работ-
ников швейных трестов и фабрик превали-
руют над общегосударственными  интере-
сами. Значительная часть изделий, upel-
назначенных к вывозу, оседает в че-
стах производства.  Антигосуларственные
тенденции не встречают должного отпора
с0 стороны главков.

Ведя вредительскую работу в торговых

аппаратах, троцкистекие бандиты прикры-
вали её неорганизованностью и плохой ра-
ботой опта. Несмотря на многочисленные
перестройки оптовых организаций, до сих
пор еще не устранены основные недостатки
их работы: неравномерность отгрузок, си-
стематическое
несоответбтвие отгружаемого товара догово-
ру и заказу, произвольная засылка това-
ров, обсчет и обвес. Оптовые базы про-

нарушение ассортимента,

мыпленности  принадлежащие  сбытоРым
не ведут большевистской борьбы за улуч-
шение качества товаров и выполнение до-
говорных условий, но, как правило, защи-
щают, исходя из ведомственных интересов,
безобразную работу баз.

Нельзя обойти молчанием и вопрос цен.
Цену нельзя рассматривать как механиче-
ский результат калькуляции. Основными
органами, устанавливающими в наркомате
цены вновь выпускаемых сортов тканей,
являются так называемые рабочие комис-
сии при отделах сбыта. Эти комиссии ра-
ботают` неудовлетворительно, состав их елу-
чаен, вопросы решаются исходя из велом-
ственных, & не государственных соображе-
ний. Представители сбытовых организаций
добиваются установления желательных
для них цен без всяких оснований. Напри-
мер, вводится новый стандарт сатина
№ 573-54. Он ничем не отличается от
сатина стандарта 73, который находится
давно в производстве. Между тем цена
этого якобы нового стандарта повышает-
ся на 23 коп. Сатин стандарт 72-в стоит
3 р. 65 кон. Выдвигается новый артикул
ст. 572-54, в котором плотность умень-
шена, вес и ширина меньше, а пена
тем не менее установлена почти та же —
3 p. 66 коп. На зефир стандарт 5483 цена
бр. 99 к. за метр. Вводится новый сорт
№ 134-е, ничем не отличающийся от стан-
дарта 543, и наркомат утверждает пену в
9 р: за метр.

Теперь понятно, какие серьезные изме-
нения нужны в работе легкой промышлен-
ности и ев руководящих органев. Шо на-
шему мнению, . целесообразно было бы, в
связи со значительным?” ростом товарных
фондов в стране и сосредоточением сель-
ской торговли в потребительской коопера-
‘ции и городской = в гобударственной тор-
‘товле, передать основной опт от сбытов
промышленности торговым организациям.
Промышленность должна отгружать товары
со своих предприятий или выходных баз
Ha Sareea ats базы торговых органи-
заций. Наркомлегиром обязан ликвидиро-
вать местнические тенденции в своей си-
стеме, разбить в главках психологию мопо-
полистов, пренёбрежительно относящихся
к запросам: потребителя, и устранить пого-
ню за прибылью под флагом введения BO-
вых сортов:

Наркомлегиром должен понять, что он
обязан по-большевистеки руководить сво-
ими ‘предприятиями в интересах миллионов
потребителей и обеспечить в третьей пяти-
летке полное удовлетворение их треблваний
к количеству и к качеству товаров.

М. МАЙОРОВ.

‚для сельского хозяйства и, в. Частности,

РАБОТА НАД ПЛАНОМ
ТРЕТЬЕЙ ПАТИЛЕТКИ

НА УКРАИНЕ

КИЕВ, 16 мая. (Корр. «Правды»). На
Украине широко развернулась подготовка
в составлению третьего пятилетнего пла-
на республики. № 20 июня Госплан У
должен уже представить _ сверстанный
план на утверждение правительства,

Внервые в новом ‚плане широко будет
поставлен вопрос о превращении сельских
районных центров в подлинно культурные
бзаги. Вольнюй размах получит жилищ»
ное строительство. —

Наркомирос должен разработать необхо-
димые мероприятия для осуществления все-
общего семилетнего образования.

Перед’ сельским хозяйством ставятся
задачи: повышения урожайности зерно-
вых в среднем до 20 центнеров © гекта-
ра, увеличения свиного стада в 4 раза, а
Ерупного рогатого скота — в лвз раза.

Промвитленность в своих планах лолж-
на будет предусмотреть строительство авто-
сборочного завода, вылуск сложных машин

jaa механизации уборки свеклы, выпуск
машин для применения в домашнем оби-
ходе.

14 мая состоялось внеочередное заседа-
ние Совнаркома УССР, посвященное обсу-
жлению проблем третьей пятилетки.

В КУЙБЫШЕВСКОЙ
ОБЛАСТИ

КУЙБЫШЕВ, 16 мая. (Корр. «Прав-
ды»). - Сбор предложений для разработки
и составления плана третьей пятилетки
проводит общество изучения Куйбышев-
ской области. Еше зимой активным крае-
ведам — рабочим, колхозникам, специали-
стам и другим трудящимся области — бы-
ли разосланы анкеты-листовки с вопроса-
ми, касающимися использования местных
полезных ископаемых, отходов промышлен-
ности, сельского хозяйства, возобновления
`заглохших кустарных промыслов, органи+
зации новых курортов, заповедников и т. I.

Это интересное начинание встретило у
трудящихся области живой отклик. Уже
начинают поступать ответы. Пачельмский
педагог Соколов, например, предлагает
возобновить разработку фосфоритов, боль-
шие залежи которых имеются у села Па-
чельмы. 63-летний плотник села Русская
Беленьга, Богхашкинского района, предла-
гает восстановить У пристани Ундоры крах-
мало-терочный завод, который был разру-
шен в годы гражданской войны. Сырьем
завол © избытком обеспечили бы колхозы
соседних районов. Шемышейский учитель
Эскин вносит предложение открыть в Ше-
мышейском районе несколько кирпичных
заводов, так как там имеются большие за-
лежи глины отличного качества, и т. д.

Эти предложения передаются облилану
и хозяйственным организациям для разра-

ботки.
—30——

_ ЕЛЬСКОХОЗАИСТВЕННАЯ НАУКА
В ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКЕ

Всесоюзная академия сельскохозяйствен-
вых наук им. В. И. Ленина приступила
совместно с  научно-исследовательскими
институтами в разработке основных про-
блем третьей пятилетки.

2 июня в Москве состоится специальная
сессия академии, в которой примут уча-
стие крупнейшие ученые страны. Будут
заслушаны доклады 25 академиков, в том
числе Н. И. Вавилова, Г. № Мейстера,
Т. Д. Лысенко, Д. Н. Прянишникова, Е. Ф.
Лискуна, И. Г. Эйхфельла. Ученые внесут
конкретные предложения по различным
проблемам сельского хозяйства В третьей
пятилетке. (ТАСС).

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО НАРОДНОМУ _
КОМИССАРУ ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ СССР
_ тов. ВЕЙЦЕРУ

В «Правде» 10 изя была помещена
статья А. Кухтина «Моковчить © расире-
зеленческой практикой Наркомвнуторга».
В этой статье правильно отмечалось, что
Наркомвнуторг, занимаясь распределением
булавок и балалаек, отвлекается от вы-
полнения своих’ прямых обязанностей раз-
вертывания советской торговли, тлушит
инициативу торговых организаций и по cy-
ществу превращается из Наркомата тор-
товли в Наркомат распределения.

По имеющимся сведениям, аппарат Нар-
комвнуторга намечает разрешение этого

Вопрос академ

Введение травопольных севооборотов на
колхозных и совхозных полях, безусловно,
резко скажется на подеме урожайности.
Теперь уже почти нет агрономов, которые
выступали бы против травопольных сево-
оборотов, как части травопольной системы
академика Вильямса. Но введенных, уже
действующих травопольных севооборотов У
нас,* по существу, нет. И поэтому в 1
тоду академик Вильямс и его ближайшие
ученики и соратники, в частности А. Буш,
все еще пропагандируют идею травонольных
севооборотов (см., например, статью «Уро-
жай и севооборот», помещенную в «Прав-
де» от 9 мая с. г.).

В чем же дело? у

Нам кажется, что было бы лучше, если
бы академик Вильямс и его ближайшие
ученики перешли от пропаганды травополь-
ных севооборотов к деловой помоши. много-
численной армий агрономов.

Сейчас нужно показать, какими путями
можно вводить травопольные севообороты,
не снижая валового сбора зерновых и дру-
гих культур в первые годы третьей пяти-
летки.

Сейчас у нас под укосной площадью
многолетних трав занято меньше 3 мил-
лионов гектаров. Она не достигла и 2 проц.
всех посевных площадей. Чтобы травы
сколько-нибудь существенно повлияли на
повышение плодородия земли, повышение
урожайности, очевидно, нужно увеличить
их площадь хотя бы ло 15—16 проц. всех
посевов, т. е. довести примерно хо 20 мил-
лионов гектаров. Это значит, что нужно на

О БОРЬБЕ С ШУМОМ

Борьба с шумом на производстве — это
борьба за здоровье рабочих, за поднятие
производительности труда. Хорошо извест-
н9, что у подавляющего большинства ко-
тельщиков из-за чрезмерного шума и гро-
хота в котельных слух ослаблен, почти три
четверти ткачей страдают. ухудшением
слуха. Het р

В нашей сопиалистической стране борьба
с шумом на производстве вызвана прежде
всего сталинской заботой о. человеке. Кое-
что в этой области нами уже достигнуто.

Харьковекий институт охраны труда раз-
работал специальные фильтры, заглушаю-
щие шум. На Орехово-зуевской ткацкой
фабрике заменили металлические. летали
текстолитовыми. Шум резко снизился.
Ленинградский институт охраны труда раз:
работал серию аппаратов; заглушающих
шум, специальные прокладки, стенки и т. д.

Олним из основных источников шума на
производстве являются металлические ше-
стерни. Ленинградский завод искусственных
технических кож начал изготовлять Ше-
стерни из искусственной кожи, значительно
снижающие птум.

Такие шестерни уже работают на Монет-
ном лворе в исключительно тяжелых усло-
виях — при частом изменении нагрузки и
при мощности мотора в 102 лошадиных
силы. Работают они уже около 2 тысяч
часов без износа зубъев. В турбинном, в

распределения то-

вопроса путём передачи
республикан-

варов, имеющихся В избытке,
ским наркоматам. торговли, .

Мне кажется, что это приведет к еще
большей бюрократизации торговли. Вместо
одного наркомата будут изощряться в бу-
мажной опеке вее одиннадцать наркоматов.

Пропту ответить через «Правду», как же
в действительности представляет себе Нар-
комвнуторг евою рель в планировании тор-
товли в третьей пятилетве?

Н. А. КАРИНЦЕВ,

ику Вильямсу

какую-то часть сократить посевы зерна и
других культур и занять пол травы часть
плошадей, которая теперь не находится пох
пашней. Следует учесть, что в. этом случае
площади под зерном и другими культурами
нало сокращать’ в первые годы третьей
пятилетки, а эффект от трав в смысле пох -
ема урожайности мы получим лишь в Бон-
це третьей и начале четвертой пятилетки.

До сих пор ни’ академик Вильяме, ви
его ближайшие ученики не могут. сказать,
как же разрешить этот вопрос. Они лишь
настаивают на введении травопольных Ce-
вооборотов, не предлагая никакого другого
комплекса атрономических мероприятий,
способных быстро повысить урожайность
и тем комненсировать неизбежное сокра-
шение площадей под зерновыми и техни-
ческимн культурами в ряде районов в свя-
зи с ввелением травопольных севооборотов.

Отрывая травопольные  севообороты от
Beero комплекса агрономических мероприя-
тий, ученики академика Вильямса при-
дают структуре  ночвы исключительное
значение, ‘ставят ее над всеми осталь-
ными элементами техники земледелия.
Это, конечно, неправильно. Сама п
себе структура почвы еще не обеспечивает
высокого урожая. Для получения его необ-
ходим нелый комплексе агрономических уе-
роприятий, улучшающий всю технику зем-
леделия, повышающий естественную про-
изводительность почвы.

Вот 0б этом-то и надо новести речь.

Агроном Г. ВЫСОКО.

НА ПРОИЗВОДСТВЕ

первом механическом цехах 10 месяцев
безукоризненно работают такие же и-
стерни. :

На ворсовальных машинах  ленинграх
ских ситценабивных фабрик им. В. Cayn-
кой и им. Нетра Алексеева установлены
шестерни из искусственной кожи. Шум в
цехах уменьшился, текстильщицам стало
легче работать, повысилась и производи-
тельность труда. Начал снижаться и брак
тканей от замасливания. Станки стали зи-
ще, так как шестерни из искусственной
технической кожи не требуют смазки.

Опыт ленинградских предприятий, при-
меняющих шестерни из искусственной ко-
жи, показал, что можно уменьшить шук
в 10—15 раз. Кроме того, применение ше-
стерен из искусственной кожи экономит
металл и натуральную кожу. Однако раз-
розненные достижения отдельных прё-
приятий слабо прививаютея в промышлен-
ности.

Третий пятилетний план должен содер-
жать директиву о развитии этого важней-
шего дела. Нигде в мире нет условий, ко-
торые так благоприятствовали бы широчай-
шему применению мер для уменьшения шу-
ма на фабриках и заводах, как в нашей
социалистической стране.

Инж. И. ЯРМОЛИНСНИЙ.

Проблемы химической
промышленности

I

В течение первой пятилетки в СССР
был заложен прочный фундамент химиче-
ской промышленности, имеющей исключи-
тельное значение для развития произволи-
тельных сил и обороноспособности страны
и играющей огромную роль. в прогрессе
техники. Для второй пятилетки ХУП с’езд
нашей партии поставил перед страной за-
дачу «добиться решающих сдвигов в раз-
витии химической промышленности, обес-
нечивающих широкую химизацию всех от-
раелей народного хозяйства и укрепление
обороноспособности страны». С’езд дал ли-
рективу: за годы второй пятилетки в десять
раз увеличить производство всех видов уло-
брений, широко развернуть процессе со-
здания ряда новых производств в химии
(химическая переработка твердого топли-
ва — угля, торфа, сланцев, новые виды
красителей, пластмассы, синтетический
каучук и т. д.), внедрить новейшие техно-
логические процессы в химическую  про-
мышленность, усилить комбинирование
химической промышленности с другими от-
раелями народного хозяйства.

Rak же выполнила химическая промыш-
левность эти ответственные задачи?

Создан ряд новых производств: синте-
тического аммиака, синтетического каучу-
ка, выпущено большое количество но-
вых красителей, начало развиваться
производетво пластических масс. В пен-
ностном выражении выпуск продукции хи-
мической промышленности к концу второй
пятилетки вырастет во много раз в сравне-
нии с первой пятилеткой.

В производстве серной кислоты мы вы-
шли на второв место в мире после
В производстве синтетического каучука
занимаем первое место в мире.

США.   топлива
мы   промышленности с другими отраслями.

бы ‘значительно больше, если бы в этой
отрасли не приложили свою подлую руку
японо-германо-троцкистские вредители, ди-
версанты, шпионы и убийцы. Троцкистекие
бандиты приложили немало усилий к тому,
чтобы задержать развитие химической про-
мышленности и создать узкие места в раз-
личных отравлях нашего народного хозяй-
ства; требующих применения химических
‘продуктов.

Несмотря на то, что мы выпускаем сер-
ной кислоты почти в три раза больше, чем
в начале второй пятилетки, мы все же не
уловлетворяем полной потребности метал-
лургии, коксохимии, текстильной, лесной
H тругих отраслей промышленности в этом
прохукте.

Нам не удалось поднять производство
улобрений до уровня, предусмотренного
ХУП с’ездом партии. Мы увеличили про-
изводство суперфосфата только в 31 раза,
фосфоритной муки—в 21 раза, калийных
утобрений—в 7 раз. Мы создали мощную
промышленность азотистых удобрений, ко-
торой раньше не было в нашей стране. Но
все же мы не удовлетворяем еще нужд
сельского хозяйства.

Резиновая промышленность выпускает
сейчас в два раза больше продукции, чем
в первые годы второй пятилетки, но она
еще не в состоянии удовлетворить епрое
васеления на резиновые изделия. Бур-
но растущий в нашей стране автомобиль-
кый транспорт, угольная, металлургическая
и другие отрасли’ промышленности продол-
жают испытывать недостаток в техниче-
ских изделиях из резины (ленты, рукава
и проч.).

Значительно отстали . развитие химия
и комбинирование химической

Но вредители не могли помешать созда-

Her сомнения, что успехи химической   nm ‚мощной базы химической индустрии.

промышленности во второй пятилетке были

Эта баз» создана, СССР обладает гиганта-

ми химической промышленности, оборудо-
ванными по последнему слову техники.
Реконструированы старые химические пред-
приятия. Это дает основание поставить
дая третьей нятилетки задачу полного удо-
влетворения нужд страны в продуктах хи:
мической промышленности.

п

Товарищ Сталин поставил перед страной
задачу — в течение ближайших лет до-
биться ежегодного получения урожая в
7—8 миллиардов пулов зерна. В реализа-
ции этого лозунга роль химии очень зна-
чительна.

В настоящее время мы выпускаем пре-
имущественно удобрения с невысоким со-
держанием питательных веществ.

Задача химической промышленности в
третьей пятилетке состоит не только в том,
чтобы дать значительно больше удобре-
ний, но и в том, чтобы изменить соотно-
шение между различными их видами таким
образом, чтобы 75 проц. всех удобрений
содержали неё менее 25—30 прон. по-

лезного вещества. Для этого необходимо ор-

ганизовать производство высококачествен-
вых удобрений типа двойного суперфос-
фата, аммофоса и т. п. Мы должны поета-
вить перед собой задачу уже в течение
первых двух лет третьей пятилетки значи-
тельно повысить производство концентри-
рованных удобрений.

Наряду с этим должно быть увеличено
производство улобрений из отходов метал-
лургий — томасшлаков, которым мы, Ев
сожалению, до сих пор уделяем очень ма-
ло внимания.

Необходимо также поднять производство
и местных удобрений. В нашей стране
много районов, богатых фосфоритами. Мест-
ная промышленность обязана организовать
их добычу и переработку в фосфорную муку.

Для производства удобрений в первую
очередь нужна серная кислота — эта ос-
нова химизапии страны. СССР имеет воз-
можность удвоить к 1942 foxy выпуск
серной кислоты по сравнению с 1937 годом.

Для прбизводетва удобрений нужно так-
же значительное количество синтетического
аммиака. Этот продукт необходим и для
‘оборонной химии. Мы должны поставить
перед собой задачу — в третьей пятилетке
выйти на первое место в мире по произ-
водетву синтетического аммиака.

Tit

СССР является пионером. Выпуск первых
десятков тонн советского синтетического
каучука был встречен злобным воем
буржуазной печати, особенно в‹ фашистских
странах — Германии и Италии. Наши
планы производства синтетического каучу-
ка были об’явлены фантастическими. Те-
перь, когда СССР производит уже десятки
тысяч тонн синтетического каучука, а це-
ны на натуральный каучук на лондонской
бирже достигли 567 долларов за тонну
вместо 290 лолдаров на 1 января 1936 г.,
Германия и Италия из кожи лезут вон,
чтобы построить заводы синтетического
каучука:

Однако и нам не следует забывать, что
огромный рост автостроения и растущие
потребности страны в резине, резиновой
обуви, технических материях из резины и
т. х, ставят перед нами новые задачи
дальнейшего раснтирения производства син-
тетического каучука, В третьей пятилетке
мы можем и должны поднять это производ-
ство почти в четыре раза.

Ещё неизвестны контрольные цифры
развития автотранспорта в третьей пяти-
лотке. Но мы считаем уже возможным сей-
ча’ поставить Задачу получения к конпу
третьей пятилетки 13 мизлионов автошин
вместо производимых ныне 3.200 тысяч
ШТУК.

Производство резиновых изделий для са-
нитарии надо увеличить в 25 раз по cpa-
ВНеНИЮ с производством 1936 г. Механи-
запия добычи угля, горных и строитель-
вых работ пред’являет большой спрос на
ленты для транспортеров, В концу третьей
пятилетки мы должны дать такой ленты

можем поднять производство галопе ло 180
миллионов пар вместо 69 миллионов пар
в 1937 году. Выпуск других видов рези-
новой обуви и подошвы должен быть уве-
личен в 5 раз по сравнению © последним
годом второй пятилетки. В 25 раз мы мо-
жем поднять производство резиновой обуви
специального назначения — болотных са-
пог, чуней и т. л.

IV

Особое развитие в третьей пятилетке
должна получить химия ‘топлива. В нашей
стране много видов местного топлива —
терф, сланцы и др. Но они не выдержат
конкуренции с углём, если применять их
в необработанном виде.

° Под Ленинградом, например, имеются бо-
гатейшие залежи горючих ° сланцев.  Ис-
пользование их в необработанном виде эко-
номическн невыгодно. Химия может здесь
сыграть исключительно важную роль. Мы
должны в’ третьей пятилетке получить не
менее 70 тысяч ‘тонн бензина из гдовеких
сланцев для Ленинградской области. Техно-
логический процесс получения бензина из
сланпев уже разработан на ленинградеком
опытном заводе «Главгаза».

У нас ежегодно затрачиваются десятки
ий сотаи тысяч рублей на перевод топок с
жидкого топлива на твердое. Для Шенин-
трада это означает: вместо нефти из Ба-
KY — уголь из Донбасса. Если бы мы за-
тратили те же средотва на химию слан-
eB, MH могли бы не переделывать то-
пок, работающих на нефти, а отапливать

EX жидким топливом из сланцев и освобо-

дить железные дороги от перевозок донец-
кого угля в Левинградекую область.

Мы владеем технологическим процессом
химической переработки ‘торфа. Из торфа
можно получить спирт, бензин и другие
пеннейшие химические продукты. Мы ов-
лалели такжё полностью технологическим
пропессом получения бензина из бурых
углей. Опыты, проведенные в институте
«Главгаза», позволяют организовать произ-
водетво ‘десятков и сотен тысяч тони син-
тетического бензина из бурых углей. Та-
ким образом, мы вполнё подготовлены к
TOMY, чтобы создать новые производства
синтетического горючего и разрешить в
третьей пятилеткё задачу химизации топ=

в десять раз больше, чем в 1936 году. Мы   лива.

У
Какими путями мы должны ити к 061-
ществлению перечисленных выше задач?

> Мы считаем, что основные пути разви-
тия химин в третьей пятилетке лежат в
направлении интенсификации производства
н» существующих предприятиях, усовер-
шенствования технологических процессов и
камплекеного использования химического
сырья.

В решениях ХУП с’езда партии скзза-
но: «Внедрить новейшие технологические
процессы в химическую промышленность»,
Эта директива сохраняет свою полную 0и-
лу и для третьей пятилетки, ибо только
на основе новых технологических пропес-
сов можно решить задачу многократного
увеличения выпуска химической продук-
Цин. 5

В третьей пятилетке страна потребует
от химической промышленности выработьй
огромного количества продуктов, которые
сейчас вовсе не производятся или произво-
длятся в небольшом масштабе. Мы можем
без больших затрат удовлетворить 8030
шую потребность в этих продуктах в пр
вую очерель на основе комплексного ис-
пользования сырья, применяемого в у
существующих производствах. Так, напри-
мер, в настоящее время на наших содовых
заводах выбрасывают в отвал один 13 OT
холов производства — хлористый кальший.
Прежде это He имело большого значения,
так как потребность народного хозяйства В
этом. продукте была невелика. Но сейчас,
когда хлористый кальций понадобился В
огромном количестве для дорожного строЕ-
тельства и особенно для хололальной про-
мышленности, необходимо прекратить pac-
точительство полезного продукта.

Как мало внимания мы сейчас ул
ляем вопросам . комплексного. использовз-
ния сырья ‘и ‘всех «побочных» продуктов
производства, показывают следующие пр
меры.

Электростанции, работающие на подмо-
сковном угле, выпускают в воздух серни-
стые газы, из которых можно получить Be
менее 1,5 млн тонн серной киелоты. У28°
вливание этих газов не представляет 60455 ›

(Окончание см. на. 3-й стр.)