Вы

ен. 9“

ae

= we

`битерская задолженность увеличилась на
`миллион рублей и`достигла к Т лекабря

‚ально-культурных мероприятий. y ‘ i
Серьёзных результатов в укреплении! ТЕЛЬНЫЙ факт в работе Наркомфина, свое-  Местные Советы должны оказывать фи-

‚ необходимые затраты на развитие респу-

__ ПЯТНИЦА, 3 МАРТА 1944 г. № 53 (8355)

р i ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

У. СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР 1-го СОЗЫВА
О государственном бюджете РСФСР на 1944 год

Содоклад председателя Бюджетной комиссии Верховного Совета РСФСР.

депутата Власова И. А.

венные задания по доходам и обеспечива-

- IH бесперебойное финансирование
Наличие товаро-материальных ценностей, nee и вультурных мероприятий.
превысило ‘установленный норматив ual ae арищи депутаты! За последнее вре-
24 млн. руб. я в ряде областей нашей Республики ос-
9 ¢ ти  Заблено внимание к финансовой работе’

. Предприятия Наркомлеса не принимали   ao ВН р
Е = сельених Советов по составлению и иснпол-

долкных мер к ликвидации дебиторской Oo oo ceux Gia:

задолженности. В сравнении с 1942 г. де-  ~~ PAL ERES) CREESEOE:
За годы войны в сельские Советы при-!
шло много новых работников, недостаточ-
1943 г. — 15 ман. руб.   но знакомых с организацией финансозого!
Эти примеры свилетельствуют о том, что  ХоЗЯйства, & областные и районные иепол-
некоторые руководители хозяйственных НИТельные комитеты не приняли доажных

организаций ещё не прониклись ответет-  М@Р Е повышению их квалификации.
венностью за соблюдение строжайшей В ряде районов сельские бюджеты сос-
экономии в расходовании материальных и  Тавляются иненекторами райфинотделов, и
денежных средств, не уделяют должного! Нередки случаи, когда сельские Советы!
внимания хозрасчету, не ведут рентитезь-
ней борьбы с бесхозяйственностью, расто- 3
чительством и не выполняют планов нако-  учреждении, состоящих на сельскем бюд-
плений. sete.
Задача Заключается в том. чтобы в Бюджетная комисеня считает, что в.
1944г. каждая фабрика, завод, каждое 1944 г. роль сельских Советов в испелне-,
предириятие выполнили производетвен-  НИЕ Оюджета должна неизмеримо возрас-,
ную программу и полностью использовали   ТИ, Исполкомы районных Советов должны,
свой внутренние резервы для нужд френ- ОБазывать большую помощь сельсоветам в
та и страны. проведении финансовой работы.
Наркоматы и местные исполкомы долж-  Товарищи депутаты! На четвёртой сес-
ны глубже вникать в хозяйство. повседнев_ СИИ Верховного Совета РСФСР Бюджетная,
но контролировать выполнение предприя-  К°МИесия и выступавшие депутаты отме-,
тиями заданий по себестоимости н нако-  ЧА4и серьёзные недочёты в работе
плениям, обеспечивая полное выполнение ИЕР РСФСР и его местных орга-.
RISD при м обяз:   :
ioe ети Как же Наркомфин РСФСР ‚ реализовал,
Товарищи депутаты! Большую работу УЖазания сессии Верховного Совета?
провели местные Советы по исполнению Бюджетная комиссия считает, что
бюджета военыого времени. Многие края, Годы войны финансовые органы Респуб-
области и автономные реснублики из кзар-  Лики провели значительную работу но вы-

{Окончание. Начало на 2-й стр.).

тала в квартал успешно выполняли пла- полнению доходов бюджета и обеспечили ЗаРСТвенных средств по прямому назна-

ны мобилизации средств и государствен- более правильное направление средств ani
ных доходов, обеспечивали бесперебойное   Отдельным отраслям народного хозяйства
финансирование хозяйственных и соци-  И культуры.
Следует также отметить, как положи-
финансового хозяйства предприятий п ЕРеменное составление государственного,
организаций, в соблюдении финансово-  бюджета РСФСР на 1944 г. и в
бюджетной дисциплины добились Москва,   НИе в более сжатые сроки бюджетов краев,
Ленинград, Горьковская, Тульская и Ка- областей и автономных республик.
лининская области. Наряду с этим Бюджетная комиссия!
Однако есть ещё отдельные области п  установила, что Наркомфин РСФСР не!
автономные республики, которые неудо-  везде осуществаял должный контроль ea,
влетворительно выполнили свои бюджеты.  финансовой деятельностью хозяйственных
Е числу их относятся Новосибирская об-  организаций и не вёл более настойчивой
ласть и Башкирская АССР. é борьбы с нарушениями финансово-бюд-
В 1943 году Новосибирская область не! Жетной дисцинлины.
собрала около 4,5 млн..руб. налоговых   ТольБо недостаточностью контроля со
платежей с населения и не выполнила в! СТороны Наркомфина можно об’яснить,
значительных суммах бюджетные назна-  ЧТо на протяжении 1943 г. предприатия
чения по государственным доходам. Наркомата мясо-молочной промышленно-
Башкирская автономная республика в  СТИ И ряда других наркоматов имели зна-
течение 1943 г. резко ухудшила работу  ЗИТельные излишки оборотных средетв и
по мобилизации средств и выполнила до-  Н® ВНОСили в установленные сроки причи-
ходы бюджета на 94,9 проц. при среднем! sin ej pe ipa lg dame rg: cen
выполнении по РСФСР на 102.3 проц.  Местные финансовые органы в’ ряде
Только по налоговым ‘платежам Башкир-  ЕРаёв и областей также не принимают
ская Республика не собрала свыше 19 млн.  должных мер в своевременному поступле-
руб. Е нию в бюджет платежей с хозяйственных
При исполнении расходной части бюд- организаций, допускают образование из-
жета Новосибирская область и Башкир- лишков средств в предприятиях и неудов-
ская Республика не обеспечили полное  летворительно ведут учёт и отчетность.
освоение средств на просвещение и здра- В условиях военного времени строжай-
воохранение. шая экономия в расходовании: материаль-
Бюджетная.

Наркомлес РСФСР систематически на-

платы управленческого аппарата, незакон-
но брал у своих подведометвенных органи-
заций значительные суммы, составившие
на 1 октября 1948 г. 284 тыс. рублей.
Незаконная практика позаимствования

средств в подведомственных организациях

на содержание центрального аппарате
имела место в Наркомате текстильной
промьниленности РСФСР.

Однако Наркомфин не поставил вонрос
в Совнаркоме РСФСР и не добился наве-
дения должного порядка в расходовании
государственных средств этими Наркома-
тами. :

Советское государство

работников бюджетных учреждений.

Однако финансовые органы ряда райо-
нов Чкаловской области и Мордовской
республики, располагая значительными
средствами дая бесперебойного финанси-
рования учреждений народного образова-
ния и здравоохранения, нарушали поста-
новление Правительства 0 выплате в
установленные сроки заработной платы
педагогическому персоналу и медицин-
ским работникам, а Наркомфин РСФСР
не принимал должных мер в устранению
этого недостатка.

Успешное выполнение государственного
бюджета во многом будет зависеть от ра-

боты финансовых органов. Это обязывает!
;а Финансовых работников приложить все

усилия для своевременного
паатежеи в бюджет и использования госу-

чению.
Осебое внимание должно быть обращено
на своевременное и полное предоставление

нансовым органам в этом деле большую
практическую помощь.
юджетная комиссия считает, что Совет

поступления!

жестоко просчитались. Расчёты врага
потернели крах перед лицом мощи и
непобедимости советского строя, беспре-,
дельной преданности Родине
народа и других народов, населяющих.
нашу страну.

Ставрополье, терское казачество дали

вагой и бесстрашием прославились став-
ропольцы, сражающиеся в рядах
дейцев-конников  доваторцев, в Первой
Твардейской трижды орденоносной Став-
ропольской им. Блинова кавалерийской
дивизии, 97-й Полтавской Гварлейской
стрелковой дивизии и в других частях
  Красной Армии. 12 воинам-ставрополь-
цам Президиум Верховного Совета при-
своил звание Героя Советского Союза. Не-
сколько тысяч бойцов и командиров из
нашего края награждены орденами и ме-
далями Советского Союза,

Когда немцы ворвались в Ставрополь-

героическую борьбу с немецко-фашист-
и партизанок нашего края награждены
орденами и медалями.

Еак только Красная Армия вышибла из
пределов края немецких оккупантов, во
всех городах, сёлах и станицах развер-
нулась огромная  созидательная работа.
Все трудящиеся горячо
  становление разрушенного немцами хо-
зяйства. В благодарность Красной Армии
за свое освобождение от ненавистного
немецкого ига они проявляли в самых
различных формах свой глубокий патрио-
 тизм, свою преданность Родине. С иск-
лючительным успехом была проведена в
крае подписка на 2-й Государственный
Военный заём. За короткий срок колхоз-
ники края собрали из личных сбережений
61 млн. руб. на танковую колонну «Став-
ропольский  колхозник».  Трудящиеся
  края приобрели билетов 3-й денежно-ве-
щезвой лотереи больше чем на 27 млн.

налоговых льгот семьям военнослужащих,   2°: Стремясь как можно больше посеять

Улеба, колхозники весной п
собрали из своих запасов 400 тыс. цент-

неров семян яровых культур.

Население городов и сёл принимало

Народных Комиссаров РСФСР учтет все Массовое бесплатное участие в восстанови-

эти замечания и примет необходимые ме-

ры к тому, чтобы государственный бюджет
нашей республики был не только выпол-
HeH, но и перевыполнен.

Товарищи депутаты! Государственный
бюджет РСФСР отражает большие задачи,
стоящие перед нашей Республикой в

944 г. Е

В цифрах бюджета выражена непре-
клонная решимость народов Российской
Советской Федеративной о
Республики — ещё более укрепить воен-
ное и экономическое могущество нашей

великой Родины и обеспечить скорейший

и окончательный разгром немецко-фа-
шистеких захватчиков.

Народы нашей Республики ни перед чем
не остановятся, ничего не пожалеют для

Близится час, когда героическая Kpac-
ная Армия полностью очистит нашу свя-
щенную землю от гитлеровеких разбойни-
КОВ.

Залогом победы над врагом являетея

тельной работе. В результате упорного и

году проделана большая работа в крае по
восстановлению народного хозяйства. Вос-
‘становлены и работают все колхозы, МТС
и совхозы. Весной прошлого года был пол-
ностью выполнен план весеннего сева.
Засеяно было 1.311 тые. га. Колхозы и
совхозы справились с уборкой хлебов и
технических культур.
шаги по восстановлению общественного
‚животноводства. В колхозах создано 4.132
различных животноводческих фермы, что

гвар-

взялись 38 Boc-

настойчивого труда населения в прошлом

составляет уже по три ферм на колхоз.
Колхозы и совхозы уже в 1943 году дали
Красной Армии и стране значительное

Большая работа проделана по ме
ции последствий хозяйничания немецких
оккупантов в области промышленности и

хо- рушал установленные ставки заработной. Красной Армии много тысяч воинов. 0т- других отраслей народного хозяйства. Де-

сятки предприятий, восстановленных!
после разрушения, систематически пере-\
выполняют нлан. За 1943 год промышлен-!
ность края в целом выполнила план по
выпуску продукции. Больше 100 пред-
приятий выполнили программу досрочно.
Восстановлены все проходящие на терри-
тории края железнодорожные линии. В
городах и районных центрах восстанов-
лено больше 100 тыс. квадратных метров
площади жилых и административных зда-
‚ний. Большие работы проведены по вос-

свою работу все курорты Бавказских Ми-

своевременно   СКИЙ край, тысячи патриотов ушли в неральных Вод.
мало заботятся об увеличении доходных отпускает необходимые средства на вы-  Партизанские отряды, которые своей ит А б
источников и улучшении финансирования Плату заработной илаты всем категориям   Тельностью не давали покоя врагу. За края я приношу глубокую благодарность

От имени трудящихся Ставропольского

‘Центральному Комитету партии, Совет-

я = i } м у
скими захватчиками более 500 партизан скому Правительству и лично товарищу   806М письме товарищу
заботу и

Сталину за исключительную
повседневную помощь, которая была ока-
зана и оказывается сейчас в деле восста-
‘новления народного хозяйства нашего
‘края и
‘жизни для населения.

Весной 1943 года по решению Прави-
‚тельства мы получили [500 тракторов.
‚Постановлением Совнаркома CCCP or 7
мая 1943 года на восстановление народ-
ного хозяйства края было отпущено боль-
ше 100 млн. руб. Оказана была помощь
различным оборудованием и материалами.
Историческим постановлением  Совнар-
‚кома СССР и ЦЕ ВВП (6) от 21 августа
в край было возвращено свыше 50 тыс.
голов скота, эвакуированного в другие
области и братские республики. Колхозы
получили в порядке ссуды для весеннего
  ева более 2 млн. пудов семян. Это реше-
‚ние населению края предоставило пелый
ряд льгот. В крае было

‘один специальный дом ребенка, 3 дет-
ских приемника, создано Ставропольское
Суворовское военное училище.

27 января текущего года Союзное Пра-
вительство вновь приняло специальное
постановление о мероприятиях по даль-
нейшему восстановлению народного хозяй-
‘ства Ставропольского края, которое яв-
‘ляется для нас новой развернутой про-
граммой в деле быстрейшего восстановле-
ния хозяйства.

Мы горячо благодарим трудящихся
Чкаловской области и Азербайджанской

‘ими нашему краю.
Товарищи депутаты! Мы сознаем, что
все сделанное нами в крае по ликвидации

создания нормальных условий!

организовано
рошлого года 10 новых специальных детских домов,

последствий немецкой оккупации является
лишь началом большой работы, которую
предствеит нам выполнить, чтобы восстано-

русского количество продувтов сельского хозяйства.   ВИТЬ все то, что было разрушено немецки-

ми оккупантами.
- В восстановительных работах мы етке
не использовали всех имеющихся у нас
возможностей. В ‘частности, нё были под-
ностью использованы ассигнования 119
бюджету как по капитальным ‘затратам,
так и по развертыванию социально-куль-
турных мероприятий. Работа краййсполко-
ма и его отделов, городских и районных
Советов депутатов трудящихся имеет еще
много существенных недочетов. Только
этим можно об’яснить неполное использо-
вание отпущенных по бюджету средств.
Выполнение указанил товарища Сталина

0 том, чтобы в кратчайший срок пелно-
  стью ликвидировать последствия хозяйни-

z ча: ) if
становлению школ, больниц. Возобновили З@НЬЯ немцев в раионах,

от немецкой оккупации; создать для совет-

освобожденных

ских людей нормальные условия жизни,
требует от всех нас больной ‘напряженной
‘работы. : йе
Трудящиеся Ставропольского края в
Сталину покля-
лись, что они сделают все для того, чтобы
в короткий срок Ставрополье вновь стало
краем крепких колхозов и совхозов, краем
высоких урожаев, передового тонкорунно-
го овцеводства, развитого виноградарства
 и садоводства, мощным источником снаб-
жения Красной Армии и нашего населе-
ния. Нет никакого сомнения в том, что эта
клятва ставропольнами будет вынолнена с
честью. у

Товарищи депутаты! Состоявшаяся в
январе месяце текущего года сессия Bep-
ховного Совета СССР рассмотрела и ут-
вердила государственный бюджет  Совет-
ского Союза на 1944 год. ^^

Трудящиеся края с особым Уховлетво-
рением отмечают, что принятым Верхов-
ным Советом СССР государственным бюд-
жетом полностью разрешается задача фп-
нансирования расходов по содержанию
Красной Армии, героически сражающейся
 за честь, свободу и независимость нашей
Родины. Для нашего народа в настолший
момент нет более важной задачи. чем обе-
спечение быстрейшей победы над врагом.
И этому делу мы должны подчинить вое
наши силы, все ресурсы нашего государ-
ства. Ёрасная Армия должна получить все
необходимое, чтобы ни в чем не иметь не-
достатка. Победы Красной Армии вооду-
шевляют всех трудящихся на новые тру-
  довые подвиги. Наш народ сделает все для
‘того, чтобы приблизить час окончательно-
го разгрома врага.

Да здравствует героическая Красная
Армия! :

Да здравствует Председатель Госудат-

Сделаны первые   ССР за братскую помощь, оказанную ственного Комитета Обороны Верховный

Главнокомандующий Маршал Советского
  Союза великий Сталин! (Бурные аплодис-
менты, ),

Речь депутата П. С. Попкова

Товарищи депутаты! Сессия Верховного

того, чтобы добиться скорейшей победы Совета нашей республики проходит в об-
над врагом.

становке блестящих побед Красной Армии,
вызывающих чувство гордости и восхи-
щение всего советского народа. Полное
снятие вражеской блокады с Ленинграда
вылилось во всенародное торжество, и
радости нашей нет конца. С этой трибуны

комисеия считает, что ‘ных и денежных средств имеет 060б0 ва- нерушимая дружба народов Советского  38 освобождение города Ленина я от имени

исполнение местных бюджетов в 1944 т.  жное` значение. Факты же говорят о гом, Союза, их любовь к своей Родине, их не- ленинградцев передаю нашей Красной Ар-

должно быть организовано так, чтобы каё-  что контрольно-ревизионная =
ждая область, край, автономная реепуб-   Наркомфина больше сводилась в региет-
лика из месяца в-месяц,: из квартала в рации нарушений вместо предупреждения
квартал полностью выполняли’ государет-  н ‘устранения их.

Сталина. (Бурные аплодисменты).

Прения по докладу о государственном
бюджете РСФСР на 1944 год

Речь депутата А. А. Баранова

Товарищи депутаты! Внесённый Пра.
вительством РСФСР на рассмотрение на-
стоящей сессии’ бюджет роспублики на
1944 год. я предлагаю одобрить и утвер-
дить. Доходная часть бюджета основана
на совершенно. реальных поступлекиях.
Расходная часть полностью покрывает

Всестороннее и быстрое развитие сель-
ского хозяйства обеспечивало неуклонный
рост. доходов в колхозах. В 1941 году
денежные доходы в среднем на колхоз
составили: около 500 тыс. руб.

Больше 10 проц. колхозов имели еже-
годный денежный доход свыше миллио-
на рублей.

Колхозники края жили зажиточно, ни
в чём не имели нужды. Хлеба и других

бликанской и местной промышленности,
сельского хозяйства и на социально-куль-
турные мероприятия.

Большие ассигнования определены в
предаагаемом бюджете для освобождён-
ных краев и областей на восстановление
народного хозяйства, разрушенного He-
мецкими оккупантами. В частности, асси-

работа‘ нависть к врагу, их сплочённоеть вокруг  МИи, Советскому Правительству, родному
Советского, Правительства, вокруг больше-   Сталину Е привет и большое
вистской партии и нашего вождя великого русское спасибо! (Бурные аплодисменты).

900 дней длилась осада нашего города.
Весь советский народ, все честные люди
мира, затаив дыхание, следили за борьбой
защитников Ленинграда, за борьбой, рав-
ной которой нет в истории.

Товарищи депутаты! Как могло случить-
ся, что в течение более двух лет ленин-
градцы в трудных, нечеловеческих усло-
виях отстояли свой город? Что увеличи-

вражеской блокады в условиях ежедневной

смежных нам районов Ростовской обла- вражеской бомбежки и артиллерийского

сти и Краснодарского края.

обстрела? Что давало им силы создавать

Но вот ворвались в край немецкие вар-Неприступные укрепления, строить барри-

вары. Нак саранча, набросились они на
наши богатетва, как бешеные орды pa3-
бойников, истязали, терзали и мучили ни
в чём неповинных советских граждан.
Немецко-фапгистекие варвары оставили
после себя следы страшнейших погро-
мов и разрушений. Они разорили богатей-
шие колхозы и совхозы нашего края, по-
дорвали основы зернового хозяйства,
вывезли из края все зерно, все семенные

кады, дежурить на крышах во время вра-
жеских бомбардировок, тушить зажига-
тельные бомбы и помогать пострадавшим?
Ето вырастил это могучее, несгибаемое,
бесстрашное племя?
Источником их силы и мужества яв-
ляются `беспредельная любовь к матери-
Родине, неуклонная уверенность в победе
над врагом, твердое решение умереть, но
не сдавать города немецко-фашистеким

фонды и много других продуктов сель-  мерзавцам, уверенность в том, что не ету-
ского хозяйства. Они вывезли и истре- пать грязному фашистекому сапогу немец-
били 3.245 тыс. голов разных видов ско- кИих солдат по прекрасным площадям и

; ство. А за последние годы перед войной

гнования, намеченные Ставропольскому та, в том числе уничтожили около 2 ман.
краю, позволяют в текушем году произ-
водить восстановительные работы в ещё
более широких масштабах, чем в
1945 году. i

Товарищи! Ставропольский край за
годы советской власти усилиями трудя-
щихся превращён был в край богатейший
и цветущий. Здесь было создано мощное
и всесторонне развитое сельское хозяй-

носовых овец.

Немцы взорвали и уничтожили в крае
все электростанции, все металлообраба-
‘тывающие предприятия, подавляющее
большинство предприятий угольной, лег-
кой, пищевой и других отраслей промыш-
ленности. Они разрушили железнодорож-
ный ‚транспорт и средства связи, 637
школ, 6 институтов и техникумов, 88
больниц, 12 родильных домов, 16 поли-
клиник и амбулаторий и много других с0-
циально-культурных учреждений. Огром-
ный ущерб был нанесен жилищно-комму-
нальному хозяйству.

Ставропольский край славился своими
курортами, расположенными на Кавказ-
ских Минеральных Волах. Больше 250
тысяч трудящихся Советского Союза еже-
годно лечилось на курортах края. Во вре-
мя Отечественной войны наши курорты.

в крае также начала быстро’ развиваться
и промышленность, особенно ‘пищевая.
Заново были созданы угольная, метал-
лургическая, деревообделочная и другие
отрасли промышленности. sain

`Брупные и крепкие колхозы и совхозы,
вооружённые первоклассной техникой,
неуклонно расширяли посевные площа-
ди, улучшалн обработку почвы и уход за
`посевами и. к 1942 году достигли устой-
Зивого урожая зерновых культур в
75—80 пудов с га на площади почти в
два с половинной миллиона га. В 1941 го-
ду. значительное количество колхозов и
совхозов и даже ряд районов в целом по-
лучили урожай зерновых свыше 100 пу-
HOB ¢Tao-- ; =

На ряду с крупным полеводством код-

сельскохозайственных продуктов, полу-  базой для лечения бойцов и командиров
ченных из общественного хозяйства, у Красной Армии. Во время оккупации не-
них было вполне достаточно для личного мецкие мерзавцы вывезли и привели в
потребления и оставалось ешё дая про- негодность все имущество курортов, раз-
дажи на рынке. Денег они также полу- рушили целый ряд санаториев: Рысь
чали в колхозах всё больше и больше. Сталина в Железноводске, agent Ленина
хозы И совхозы имели высоко развитое   Кроме того, каждый колхозник имел ещё B aes se pene аркомзема в
‘животноводство. Одних  мериносовых ! 806 Индивидуальное подсооное хозяй- В д: a eck
овец насчитывалось около 4 ман. голов. ТВ. Перед нашим колхозным крестьян-  По далеко не полным данным, aa
Значительное развитие в сельском хозяй- ством открывались безграничные перспех- ущерб, причинённый Hea народному
стве получили такие отрасли, как вино- ТИВЫ радостной, счастливой жизни. ЗА es ga Sk teh 2 ee be
градарство, хлопководство, шелководетво По решению Партии и Правительства 160 ee spain tial Soul aah ета
и другие.  B крае развертывались грандиозные ра- несенного му eens “a
Край становился крупнейнтим - поетаз-  беты по обводнению Ставрополья, на во- Фашистские злодеи обрекали население
щиком пшеницы, технических культур, торые Совет Народных Комиссаров CCCP временно захваченных ими областей на
тонкорунной шерсти, мяса, кожсырья, выделил около 1 млрд. руб. Осуществае- голод и вымирание. Разрушая Bepohsioe
виноградных вин и других продуктов! ние этой важнейшей программы преоора- хозяйство, они воображали, что наш н
сельскохозяйственного производства.   зовало бы всю экономику края и ряда род не сможет ветать на ноги.

голов лучших в Советском Союзе мери-

до захвата их немцами, являлись мощной.

Но они! Сталина создали несколько дивизий на-

проспектам города Ленина.

Ленинград победил потому, что всегда,
в самые трудные дни, ленинградцы знали,
что с ними вся страна, с ними великий
Сталин. Ленинградцы всегда ощущали его
отеческую заботу о себе, его повседневную
помощь и руководство. Мудрые указания
товарища Сталина воодушевляли ленин-
градцев на подвиги, на преодоление всех
трудностей и лишений блокады. Ленин-
град выстоял также потому, что обороной
его руководил передовой ‘отряд ‘большеви-
ков — Ленинградская партийная органи-
зация во главе с верным учеником това-
рища Сталина ‘Андреем Александровичем
Ж®дановым. (Бурные, несмолкаемые апло-
дисменты; все встают).

Ленинград сегодня стоит израненный,
но могучий и непекоримый в своей кра-
соте..

Воспользовавшись внезапностью своего
предательского нападения на СССР, не-
мецко-фаптистские отряды в первые ме-
вяцы войны быстро приблизились к
Ленинграду. Но приближение немецких
захватчиков не застало `ленинградцев
врасплох. Сотни тысяч ленинградцев вы-
шли на строительство оборонительных ру-
 бежей, они опоясали город противотанко-
выми рвами длиной 626 клм., эскарпа-
ми, контрэскарнами протяженностью 406
клм., установили лесных завалов 306. клм.,
построили 15 тыс. дотов и дзотов, строи-
ли окопы, ходы сообщения, устанавлива-
  ли минные поля.

В домах города построены были десятки
тысяч огневых точек. На улицах и про-
спектах города сооружено 35 кам. барри-
кад и большое количество противотанко-
‘вых препятетвий. к :
Ленинградцы по призыву товарища

а

вало силы людей, находившихся в кольце

родного ополчения, много рабочих отря-
дов, истребительных батальонов и команд
МПВО. Свыше 300 тыс. ленинградцев
вступили в группы самозащиты, дежурили
тушили зажига-
оказывали помошь по-

на крышах и чердаках,
тельные бомбы,

страдавшим. Оставишиеся на фабриках и

из цехов и самоотверженно работали для
фронта.

Вея жизнь города была перестроена на
военный лад. Все от мала до велика —
женщины, старики и дети — были охва-
чены одной мыслью -— не пустить врага
в город.

27-го августа 1941 года железно-
дорожная связь со страной была прерва-
на, так как немцы захватили станцию
Мга. Огромный город оказался в кольце
вражеской блокады.

Немецкое командование бросило десят-
ки дивизий на штурм Ленинграда. Но
бойцы Ленинградского фронта, бойцы ди-
визий народного ополчения, ‘моряки Бал-
тики стали несокрушимой стеной и ‘пре-
градили  немецко-фалистским BapBapam
путь к городу. Вражеский штурм был
отбит.

`Потерпев неудачу в яростной попытке
захватить Ленинград. с хода, немепко-фа-
шистские захватчики замыслили другой
коварный план — они решили удушить
город голодом и истребить его защитни-
ков яростными бомбежками и артиллерий-
скими обетрелами.

Много дней и ночей выли сирены, ру-
шились здания, погребая под обломками
советских людей.

Титлер ждал победы, считая, что город
должен будет капитулировать. Но ковар-
ные замыслы гитлеровских разбойников
провалились. Город не покорился.

Суровые испытания перенес Ленинград
зимой 1941—1942 года. Враг закопался
в землю у стен города. Ленинград дишил-
ся связи со страной. Подвоз продоволь-
ствия и топлива прекратился.

Надо было укрепить город, превратить
его в. могучий, неприступный бастион.
Необходимо было железной рукой навести
жесточайшую экономию продовольствия,
топлива, малерналов, мобилизовать и
использовать до предела все людекие и

заводах по нескольку дней не выходили  .

материальные ресурсы. Предприятия го-
рода должны были продолжать работу п
поставлять. фронту боеприпасы и воору-
жение. Обстановка потребовала жесткой
военной централизации руководства всей
жизнью города.

Несмотря на все принятые меры в 0б-
ласти сурового и бережного распределе-
HHA и экономии топлива, запасы его с
каждым днем уменфшались. Резко упала
выработка энергии на электростанциях.
В связи с недостачей топлива и электро-
энергии прекратили сьзю работу многие
коммунальные предприятия трамвай, ба-
ни, прачечные, парикмахерские и т.д. В
домах замёрз водопровод, не работала ка-
нализация, не было света, не было топлива.
Встал трамвай. Стекла в большинстве ло-
мов были выбиты от разрывов фугасных
бомб и артиллерийских снарядов. На ра-
боту многим приходилось ходить пешком
по 15—18 километров. Норма хлеба со-
кратитась для рабочих до 250 граммов,
& для служащих и иждивенцев—ло
125 граммов в день. Причем вэтом хлебе
было 30 проц. примеси. Других продук-
тов, за их неимением, мы населению вы-
давать не могли. =

Люди жили в нечеловеческих условиях.
Начался голод, началась цынга. Многие
умирали от истощения.

Но п в эти крайне тяжелые дни никто
не роптал и не жаловался, Только силь-
нее разгоралось в сердцах ленинградцев
пламя ненависти к фашистским убийцам.
Команды МИВО героически боролись с
вражескими налетами. Бойцам - МИВО
приходилось тушить пожары в условиях
отсутствия воды. Все население принима-
ло самое активное участие в противовоз-
душной обороне города. Рабочие, инженс-
ры, врачи, учёные, изобретатели, учителя,
служащие советских учреждений — все
трудящиеся самоотверженно . боролись
и работали для фронта, для защиты го-
рода. , И

В эти суровые, полные тяжелых испы-
таний дни шла упорная борьба за сохра-
нение важнейших элементов  суше-
ствования города, берьба. за жизнь ленин-
градцев. . = : :

В ноябре 1941. года по инициативе то-
варища Жданова: были начаты работы по
строительству ледяной дороги через Ла-
дожекое озеро. Ввиду того; что город Тих-
вин был занят противником; автомобиль-
ную дорогу через Ладогу пришлось строить
самим ленинградцам по направлению:
Ленинград—ст. Ладожское озеро-—Сясь—
  станция Заборье протяжением 380 клм. 6
22 ноября 1941 года эта трасса начала
действовать. В декабре 1941 гола Красная
Армия. освободила от фашистских захват-
чиков гор. Тихвин. Это позволило нам по-
строить новую ледяную трассу направле-
нием: ст. Ладожское озеро— станция Вой-
бакалы. Таким образом, ледяная трасса сэ-
кратилась с 380 до 140 клм.

В связи с сокращением: ледяной трассы
и улучшением постановки ^ эксплоатации
автомобильного транспорта, автомобильная
дорога превратилась в магистраль с мош-
ным грузооборотом. Достаточно сказать,
что по этой дороге ежесуточно под самым
носом у противника в Ленинград достав-
лялось 7—8 тыс. тонн продовольствия и
боеприпасов, а из Ленинграда ежесуточно
эвакуировалось 5—6 тыс. человек населе-
ния и большое количество заводского обо-
рудования.  ЗЕЕ =

(Окончание на 4-й стр.).