ИЗВЕ

СТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ CCCP

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 5 МАРТА 1944 г. № 55 (8357)

ы—

У СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР 1-го СОЗЫВА.

06 образовании союзно-республиканского Народного Коглиссариата Обороны PCooP
и союзно-республиканеного Народного Коглиссариата Иностранных Дел РОФСР

Доклад Председателя Совета Народных Комиссаров, РСФСР

Товарищи депутаты! Х сесеия Верхов-
ного Совета Союза ССР приняла 1 февра-
ля 1944 года Законы о преобразовании
Народного Комиссариата Обороны и На-

родного Комиссарната Иностранных Дел

из общесоюзных в союзно-реепубликан-
ские народные комиссариаты.

Законы, принятые сессией Верховного
Совета СССР, предоставили союзным рес-
публикам новые права и поставили пе-
ред ними новые задачи как в деле укре-
пления обороны нашей страны, так и в
области внешних сношений © иностран-
ными государствами.

Товарищ Молотов в своём докладе на
Х сессии Верховного Совета СССР говорил:

«Дело идёт не об обычном преобразо-
вании двух наркоматов. Дело идёт, прежде
всего, о постановке новых ответствен-
нейших задач перед союзными реепубли-
ками. Поставлен вопрос о новых задачах
и правах союзных республик, во-первых,
в деле обороны нашей страны, и, во-вто-
рых, в области внешних сношений с ино-
странными государствами».

Расширение прав союзных республик
имеет большое политическое значение.
Законы, принятые Х сессией Верховного
Совёта СССР, расширяют деятельность
каших республик, отвечают их непосред-
ственным интересам и интересам всего
Советского Союза.

В соответствии с Законом о преобра-
зовании Народного Комиссариата 0боро-
ны из. общесоюзного в союзно-резпубли-
канский народный комиссариат, Россий-
ская Федерация должна создать  реепу-
бликанские войсковые формирования.
Отсюда вытекает необходимость создания
в республике Народного  Комиссариата
Обороны.

В соответствии © Законом о предоста-
влении союзным республикам полномочий
в области внешних сношений и преобра-
зованием в связи с этим Народного Ко-
миссариата Иностранных Дел из общесо-
юзного в еоюзно-республиканский народ-
ный комиссариат; ‘наша Российская Рес-
публика должна создать Народный Ко-
миссарнат Иностранных Дел.

Расширение суверенных прав союзных
республик в отношении организации вой-
сковых формировапий, предоставление
союзным фтеспубликам полномочий уста-
навливаль непосредственные дипломатиче-
ские сношения с иностранными государ-
ствами является результатом укрепления
и роста мощи Советского Союза.

Принятые Верховным Советом СССР
Законы о новых преобразованиях знаме-
куют. собою новую победу ленинеко-ста-
линской национальной политики, являют-
ся новым выражением дружбы народов
Советского Союза.

За годы Отечественной войны ещё бо-
лее выросла и окрепла дружба советених
народов. выдержавшая тяжёлые испыта-
ния в борьбе с коварным и подлым вра-
том, предательски напавшим на нашу Ро-
р:

Гитаеровские разбойники, легко разгро-
мив ‘большинство европейских стран, рас-
считывали. <«молниеноеным ударом» раз-
делаться с самым миролюбивым и самым
демократическим государством в мире —
Советским Союзом. Но они жестоко про-
считались! Гитлеровские авантюристы за-
были уроки истории.

Когда независимости и свободе русекой
земли грозила гибель, а её народам пора-
бощение, русские люди всегда вставали
грудью против захватчиков и громили их.
Великие. традиции любви и преданности

Образование Народного

тов. А. Н.

Родине, жгучей ненависти к врагу, как
святыню, хранит в сердце каждый рус-
ский человек.

С именем Русь, Россия связано поня-
тие храбрости, отваги, мужества, благо-
родства и чести, готовности к сёмопо-
жертвованию во имя Родины.

Только у немецких фалгиетов мог зар:
диться сумаебродный план уничтожить (9-
ветекий Союз, госу-
дарство  об’единив-
шихся свободных и
равноправных /ларо-
дов, которое нокон-
чило навсегда с экс-
плоатацией человека
человеком, построи-
  10 социалистическое
общество и 60-
здало мощную ¢0-
циалистическую ин-
дустрию. Народы на-
шей страны, спло-
чённые в единую
семью, под знаменем
Ленина — Сталина
самоотверженно под-
нялись на защиту
своей Родины — Co-
ветского Союза. Про-
тив германских им-
периалистов, — этих
«наиболее хищниче-
ских и разбойничьих
империалистов среди
всех империалистов
мира», об’единились
Bee свободолюбивые
демократические го-
сударства и народы.
Немецкие захватчи-
ки рассчитывали, что
им удастся изолиро-
вать Советский (0103
и организовать про-
тив него всеобщий.
«крестовый поход». На деле оказалось,
что Советский Союз не только пользуется
симпатиями всех свободолюбивых народов,
но и еоздался единый боевой союз наро-
дов СССР, Великобритании и Соединённых
Штатов Америки против немецких пора-
ботителей.

Советский народ гордится своей герои-
ческой армией. Красная Армия, приняв
на еебя вероломный удар мощной гитле-
  ровской машины, сумела остановить ла-
вину вражеского налествия, отстоять
столицу нашей Родины — Москву, сумела
разгромить немецкие полчища под Сталин-
градом, выбросить захватчиков с Север-
ного Кавказа, Ростовской области, Краено-
дарского края, освободить Вурскую, Орлов-
скую, Воронежскую, Московскую, Смолен-
екую области. Красная Армия одержала
великую победу под Ленинградом, освобо-
дила его от вражеской блокады и сейчас
успешно завернтает очищение‘ территории
Ленинградской и Калининской областей.

В жестоких боях наша Красная Армия
победоносно очищает от немецких раз-
бойников территории бралеких peciyo-
лик — Украину, Белорусеию. Больше го-
да она ведёт нобедоносное наступление,
тромя армии гитлеровских захватчиков.
Красная Армия уже освободила от врага
почти три четверти советской территории,
захваченной немцами.

Недалёк день освобождения наших

братских советских республик — JCTOH-
ской, алвийской, Литовской, Молдав-
ской, Карело-Финекой.

Комиссариата Обороны

Принятый Верховным Советом Союза не доверяло оружия этим народам и не за-
Закон об организации в союзных респуб- ботилось 06 HX военной подготовке. По-

ликах войсковых формирований, как сос-
тавных частей Красной Армии, даёт с010з-
еще!
большей мере содействоваль укреплению

ным республикам возможность в

нашей армии.

Великая Отечественная война с особой
советских
народов к своей Родине. Защита Совет-
евященным долгом,
совет-

силей показала любовь всех

ской страны стала
делом чести и славы сынов всех
ских народов.

В рядах Красной Армии предетавлены
народы всех национальностей, населяю-
щих Советский Союз. Товарищ Молотов в
своём докладе на сессии Верховного Co-

вета Союза отмечал, что в нашей армии
существуют национальные — войсковые
формирования: литовские, латышские,

эстонские. грузинские, азербайджанские,
армянские, казахские и некоторые другие.

Если раньше организация националь-
могла
получить широкого развития, так как не
было в достаточном количестве полготов-
лено национальных кадров рядовых бой-
цов и особенно командного еостава, могу-
шего руководить соответствующими вой-
сковыми частями, то теперь такие кадры

ных войсковых формирований не

имеются в каждой союзной республике.

За годы Отечественной войны каждый
выдвинул из
мужест-
венных военных руководителей, покрыв-

народ Советекого Союза
своей среды много способных,

ших себя славными воинскими подвигами
в боях с немецкими захватчиками. Воины

всех ‘народов нашей Родины показывают
образцы ратного мастерства и неустанно
совершенствуются в искусстве побеждать.

Организация в союзных республиках
войсковых формирований открывает на-
в03-
можности: проявить ввои высокие нацио-
нальные качества и народные воинские

родам союзных республик широкие

традиции.
Для Российской Федерации Закон 0б
организации войсковых формирований

имеет большое политическое значение
Российская Советская Федеративная С0-
циалистическая Республика
ряд национальностей, организованных
автономные ` республики.

В прошлом в царской Россий большии- местные

об’единяет
в органы е этими

давляющее большинетво этих народов,
например, буряты, якуты, частично тата-
ры, ряд народностей севера, а также боль-
шинетво народов Северного Кавказа, в
армию не призывалось. Только советский
строй создал для всех народностей усло-
вия, обеспечивающие национальное раз-
витие, создание своей национальной куль-
 турьь самостоятельного ‘государственного
  устройства, а также их политический,
экономический и культурный рост.
Ленинско-сталинская национальная по-
литика, последовательно проводимая в го-
сударственном устройстве многонацио-
нального Советского Союза, теперь полу-
чает широкое развитие и в военной обла-

Армия создавалась; как. общесоюзная ар-
мия, а национальные формирования не
имели настоящего развития. Получалось,
что некоторые национальноети не были
полностью привлечены к строительству
налтей армии, к укреплению ее боееноеоб-
ноети. С принятием Закона 06 организа-
ции войсковых формирований в союзных
республиках положение меняется. Теперь
все союзные республики получают воз-
можность организовать свои националь-
ные войсковые формирования, как состав-
ные части нашей Красной Армии.

Для руководетва делом подготовки бое-
вых формирований Красной Армии в на-
шей республике в соответствии с Законом,
принятым Верховным Советом’ Сотоза, ор-
ганизуется Народный Комисеариат 0боро-
пы. Этому наркомату совместно е Прави-
тельством республики необходимо обесте-
чить проведение большой работы не толь-
 ко в области организации войсковых фор-
мирований, но и в области укрепления и
‘дальнейшего развития военного обучения
 в школах и высших учебных заведениях.
`В этом деле должны сыграть большую
роль прежде всего Наркомирое РОФСР,
Совнаркомы и Наркомпросы автономных
республик, а также областные и городские
‚исполнительные комитеты Советов депу-
татов трудящихся.
Можно не сомневаться,

что советекие
большими задачами ус-
справятся. Известно, что Hann

советские организации имеют

пепшно

ство этих народов находилось в колони- богатый опыт работы в деле начальной во-

альном и полуколониальном

положении.
Естественно, что царское правительство! нии добровольного общества Осоавиахим.

у =
енной подготовки, осуществляемеои по ли-

сти. В самом деле, до сих пор Краеная р

Косытина

В годы Отечественной войны среди город-
ского и сельского населения широко раз-
вернулась работа по изучению средетв
самозащиты и боевого оружия — винтов-
ки, пулемета и т. п. Во многих городах
работа Советов депутатов трудящихся тес-
но связана с осуществлением обороны го-

- рода. Созданные городские части местной тлружбы советских народов, к усилению

противовоздушной обороны и доброволь-

ные группы самозащиты при домоуправле-
ниях сыграли большую положительную
poss B борьбе с зажигательными бомбами
и в ликвидации последствий вражеских
налетов на некоторые прифронтовые наши
города. Особенно велики заслуги органи-
зации МИВО Москвы и Ленинграда.

Все это свидетельствует, что имеются
все условия для плодотворной деятельно-
сти Наркомата Обороны PCOCP.

Проводимые преобразования в строи-
тельстве Красной Армии имеют искяючи-
тельно важное государетвенное значение.
Они целиком направлены к укреплению

обороны страны и боевой мощи доблест-
ной Красной Армии, а также к быстрей-
шему разгрому гитлеровских орд, напав-
ших на натгу Родину.

Проводимые нашим
зования не случайно поэтому вызвали
истошные крики в лагере гитлеровцев.
Пусть знают враги, что для укрепления
обороноспособности страны и усиления
боевой мощи Красной Армии каждая со-
ветекая республика приложит все необхо-
димые силы и © честью выполнит эту
важнейшую задачу!

Немецкие захватчики знают, что им не

народом преобра-

Опровержение ТАСС

ого ПОТ, Оо Вы, предзоженинх
совет ‘
ее Фобретый пераграб об р условиях интрНиеЗАНЫх ДВУХ
австрийских дивизий, находящихся в инляндии в составе германск к.
ТАСС уполномочен заявить, что сообщение газеты «Гетеборге постен» о ры
чии секретного параграфа в предложениях Советского Правительства является
вымыслом и лишено оснований.

a
УГ сессия Верховного Совета

_ Украинской ССР. 1-го созыва

КИЕВ, 4 марта. (ТАСС). Сегодня на между № и УТ сессиями Верховного Co-
утреннем заседании УТ сессии Верховного   вета УССР и подлежащих утверждению
Совета УССР с докладом по третьему Верховного Совета.
пункту повестки дня — «0 создании На-  Сессия единогласно под бурные апло-
родного Комиссариата Обороны и Народ- дисменты утверждает Указ Президиума
ного Комиссариата Иностранных Дел  Верховного Совета УССР. о назначении
УССР» выступил Председатель Президиу- Председателем Совета Народных Вомисса-
ма Верховного Совета Украинской ССР ров Украинской Советской Социалистиче-
тов. М. С. Гречуха. ской Республики тов. Н. С. Хрущева.

В прениях по его до Также единогласно утверждаются ука-
депутаты Г. П. Юра, И. зы о назначении первым заместителем
Никольский, 0. А. Сенюк. Сессия едино- Председателя Совета Народных Комиесса-
гласно утвердила законы © создании На- ров УССР тов. 1. Р. Корниец, о назначе-
Е а нии заместителем Председателя Совета

/ ь } „та. ТВ
ды ан й СОР, у т Зомиоевноя УССР тов. М. п.

Секретарь Президиума Верховного Co- ажана и о назначении ряда народных
вета УССР депутат А. С. Межжерин докла- ще ы
дывает об организации Наркомата жилищ- В виду назначения депутата А. Е. Kop-

нейчука народным комиссаром иностран-

Шведская газета «Гетеб

клалу выступили!
Г. Орал, М. П.

уйти безнаказанно от ответственности за
злодеяния, совершенные на нашей земле.

Фантистекие разбойники принесли мно-
го горя нашему народу. Они принесли ра-
зорение и неволю советскому населению
временно оккупированных районов, уго-
няя работоспособных людей на каторгу
в Германию; они принесли голодную
смерть и зверские истязания ни в чем не-
повинным женщинам, детям и старикам,
оказавшимея под пятой кровавого не-
мецкого фашизма. Отетупая под ударами
нашей Красной Армии, немецкие захват-
‚чики разрушают созданные трудом наше-
го народа фабрики, заводы, совхозы,
колхозы, больницы, театры, клубы и цен-
нейпие памятники искусства и культуры.

Близится час расплаты! Краеная Ар-
мия, очищая нашу священную землю,
несет освобождение советеким людям и
возрождение хозяйства, разграбленного и
разрушенного немецкими варварами.

Вся страна помотает восстанавливать
хозяйство в’ освобожденных районах.
Восточные области нашей республики
оказывают помощь  сельскохозяйствен-
ным инвентарем, оборудованием, скотом,
дефицитными строительными материала-

но-гражданского строительства Укранн- у 3
2 л Украинской ССР сессия приняла
ской ССР и, в связи с этим, об изменении   НЫХ Лел x _ :

4 ь я решение об освобождении его от обязан-

45 и 49 статей Конетитуции УССР. Сес- ностей заместителя Председателя Верхов
сия единодушно утверждает закон об ор- о Sy о
AMBORY утвержд р вого Совета УССР и единогласно избрала

ганизации Наркомата и изменениях ста-
заместителем Председателя Верховного

тей Конституции.
Далее тов. Межжерин докладывает об Совета УССР депутата А. А. Богомольца.
На этом \Т сессия Верховного Совета

указах, принятых Президиумом Верхов- y р
ного Совета Украинской ССР в период! Украинской ССР закончила свою фаботу.

АОИ

МОСКВА, КРЕМЛЬ ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович! Высокая оценка работы тружеников советского
тыла, данная Вами, с чувством глубокой благодарности была принята патриотами
нашей великой Родины. В клятве, данной Вам, дорогой Иосиф Биесарионович, мы
обязались социалистическим отношением к труду крепить оборонную мощь нашей
Родины и в трудных зимних условиях работы делали всё, чтобы безостановочно
питать доблестную Красную Армию всем необходимым для скорейшего разгрома
врага,

Коллектив работников нашей дороги, как и народы всей нашей страны, при-
лагает все силы, чтобы скорее изгнать ненавистных оккупантов с территории нашей
Родины, приблизить день разгрома и уничтожения подлых захватчиков. Железно-
дорожники налтей дороги считают своим долгом и обязанностью всемерно помогать
войскам, отвобвывающим нашу землю, не только в продвижении воинских эшелонов
к фронту, но и постройкой всего необходимого для уничтожения врага. Из личных
средств коллектив работников Южной собрал 1.021.983 рубля, которые, как первый
взнос, вносим в фонд обороны нашей страны на строительство боевых самолётов
«Железнодорожнйк Южной». Мы уверены, что звенья боевых первоклассных само-

ми, В дальнейшем эта помощь будет уве-
личивалься.

Образование Народного Комиссариата

Иностранных

Товарищи депутаты! За годы великой
Отечественной войны высоко поднялся
престиж Советского Союза. Международ-
ные связи советского государотва окреп-
ли и неуклонно расширяются. Как из-
вестно, с Великобританией у нас суще-
ствуют не только дружественные, но и
союзные отношения. Такие же хорошие
отношения У нас установились в Соеди-
венными т Америки. Создана
мощная антигитлеровская коалиция, в0з-
тлавляемая Советским Союзом,  Велико-

британией. и Соединенными Штатами
в...
«Народы всех свободолюбивых

стран, —- говорил товарищ Сталин, —
смотрят на Советский Союз, как на силу,
способную спасти мир от гитлеровской
чумы». Среди демократических государств

растет стремление BR развитию дипломати-

ческих отношений и к установлению более

тесной связи с Советским Союзом.
Принятый

ликам полномочий в области

народов союзных республик, но и инте-

рееам народов свободолюбивых иностран-
стремящихся к разви-
Совет-

ных государетв, я
тию дружественных отношений ©
ским 09ю30м.

Существовавшие до последнего време-
ве иностранными
только через об’единен-
ный общесоюзный центр стали недоста-
чтобы в полной мере
удовлетворить растущие потребности на-
ших союзных республик во внешних

ни внешние еношения

государствами

точными для того,

делах.
Из истории нашего государства извест-

но, что до образования Союза Советских
Социалистических Республик отдельные

республики имели свои народные комис-
сариаты иностранных дел. Эта самостоя-
тельная внешняя политика отдельных
еспублик вызывалась международной
обстановкой, сложившейся в первый пери-
од существования советекого строя.

Сотрудничество между братекими 00-
ветекими республиками, принявшее  ха-
рактер военно-политического, хозяйствен-
ного и культурного об’единения советеких
народов, привело к созданию в декабре
1922 года новой формы государетвенного
об’единения — Союза Советеких Социа-
листических Республик. 0б’единение со-
ветеких республик в одне союзное госу-
даретво явилось результатом победы
ленинско-сталинекой национальной поли-
тики и обеспечило напеим народам внеш-
нюю безопасность, политическое развитие,
хозяйственное и культурное строительство
и полную свободу национального фразви-
тия народов. В создании союза братских
республик, в сплочении всех народов, на-
селяющих необ’ятные пространства налгей
Родины, бессмертная заслуга великого
русского народа.

Русский народ, руководимый партией
Ленина Сталина, стал во главе борьбы ¢
самодержавием, указал другим народам
нашей страны путь в свободе и подлинной

независимости, помог им выйти ИЗ веко-

вой нужды и отсталости.

Русский народ оказал великую  брат-
скую помощь всем народам Советекого
Союза в, их политическом, хозяйственном
и культурном развитии.

Опыт почти З-летней войны © немецки-
ми захватчиками показал прочность на-
шего ‘Советского государства и незыбле-
мость дружбы советских народов.

Предоставление прав союзным респуб-

ликам вступать в непосредственные сно-

Верховным Советом СССР
Закон о предоставлении союзным респуб-
внешних
сношений отвечает интересам не только

Дел

шения с иностранными государствами, за-
ключать с ними соглашения и обменивать-
ся дипломатическими и конеульскими
представителями — новая победа в про-
ведении ленинско-сталинской националь-
ной политики, имеющая важное междуна-
родное значение и, как указал товарищ
Молотов, являющаяся «новым морально-
политическим ударом по фантизму и его
человеконенавистнической политике,
сквозь враждебной интересам свободного
национального развития народов».

Налти союзные тфеспублики до сих пор
не устанавливали самостоятельно внеш-
них связей с иностранными государства-
ми: эти функции были целиком возложе-
ны на общесоюзный Народный Комисса-
риат Иностранных Дел. Все договоры и
соглашения с иностранными госухдарства-
ми заключались только от имени Советско-
ro Corsa.

Развитие международных связей и рост
сотрудничества е дружественными госу-
дарствами показали, что эти отношения
стали недостаточны, что они не удовле-
творяют специфических хозяйственных и
культурных нужд народов союзных рес-
публик, что требуется более сложная и
разветвленная организация этих связей.
Это будет достигнуто только на базе пре-
доставленных союзным республикам прав
установления самостоятельных внешних
сношений.,

Для осуществления внешних сношений
в нашей республике создается Народный
Комиссариат Иностранных Дел. -

Предоставление союзным республикам
полномочий вступать в непосредственные
сношения с иностранными государетвами,
несомненно, послужит делу дальнейшего
раетирения международных связей нашей
Родины.

Как известно, в еостав Советского Co-
юза входят 16 гоюзных республик. По ко-
личеству населения, по территории, по
уровню промышленного, хозяйственного и
  культурного развития, по богатому исто-
рическому протилому и славным нацио-
нальным традициям советекие реепубли-
ки е успехом выдерживают сравнение во
многими странами Европы.

Среди союзных республик наша Рос-
сийская Федерация является сзмой боль-
шой республикой и превышает по чиелен-
ности населения, например, Германию 60-
лее чем в полтора раза, Италию — в два
раза, Францию — более чем в два раза,
Турцию — ‘более чем в шесть раз и т. д.

Естественно, что ‘вопрос о выходе на
внешнюю арену для нашей Росеийской
Республики с ее возросттими хозяйствен-
 ными и культурными запросами приобре-
тает жизненное значение, Вот почему нат
народ так горячо приветствовал Закон о
преобразовании Народного Комиссариата
Иностранных Дел из общееоюзного в
вотзно-республиканский народный комис-
сариат.

Товарищи депутаты! Важнёйнгие реше-
ния, которые предстоит принять \” сессии
Верховного Совета Российской Советской
Федеративной Социалистической Респуб-
лики в области организации войсковых
формирований и внепгних сношений, це-
ликом выражатт волю советекого народа,
‘как никогда сплоченного вокруг больне-

]

вистекой партии и любимого вожля
и Сталина. (Бурные аплодисмен-
ты).

Эти решения будут веемерно способ-
ствовать дальнейшему укреплению могу-
щества и величию нашей Родины, скорей-
 шему разгрому врага и достижению вее-
общего мира и безопасности, (Бурные
  аплодисменты).

на-

лётов, войдя в строй военно-воздушных сил РЕКА, будут наносить смертельные уда-
ры по врагу, приближая час разгрома презренных захватчиков.

Начальник Южной железной дороги генерал-директор движения 2 ранга
Герой Социалистического Труда КУТАФИН.
Председатель дорпрофсожа Южной ж. д. ОГАРЕВ.

Харьков, Управление Южной железной дороги.
Начальнику дороги генерал-директору движения 2 ранга
товарищу КУТАФИНУ
Председателю дорпрофсожа товарищу ОГАРЕВУ i
Пронгу передать железнодорожникам Южной железной дороги, со-

бравшим 1.021.983 рубля на строительство боевых самолётов «Железно-
дорожник Южной», — мой братский привет и благодарность Красной

В. М. СТАЛИН

МОСКВА, КРЕМЛЬ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Работники Сталинского металлургического завода в Донбассе, воодуптеваённые
победоносным наступлением Красной Армии, собрали из своих личных средетв
1.400.000 рублей в фонд обороны нашей любимой Родины. Мы просим Вас затра-
тить эти средства на постройку авиаэскадрильи «Металлург Донбасса» и передать
66 ыы фронту, войска которого освободили от фашистского ига наш
родной Донбасс, город Сталино и завод.

Директор завода АНДРЕЕВ.

Секретарь райкома КП(б)У ЛЕБЕДЕВ.
Парторг ЦК ВКП(б) на заводе ВАНСЯЦКИЙ.
Председатель завкома КИРЮШИН.

Сталино, Сталинский металлургический завод
Директору завода тов. АНДРЕЕВУ
Секретарю райкома КП(б)У тов. ЛЕБЕДЕВУ
Парторгу ЦК ВКП(б) тов. ВАНСЯЦКОМУ
Председателю завкома тов. НКИРЮШИНУ

. Прошу передать работникам Сталинского металлургического завода,
со р 1.400.000 рублей на постройку авиаэскадрильи «Металлург
Донбасса», — мой братский привет и благодарность Красной Армии,

Желание работников Сталинского металлургического завода будет

исполнено. И. СТАЛИН
МОСКВА; КРЕМЛЬ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

Дорогой товарищ Сталин!

Воодушевлённые новыми замечательными побелами героической Красной Армии
трудящиеся города Ижевека самоотверженным трудом с каждым днём усиливают
помощь фронту. Горя желанием приблизить час нашей победы и следуя патриотиче-
скому почину украинекого народа, трудящиеся Ижевска внесли наличными 8.000.000
рублей в фонд обороны Родины. Поступление средств продолжается

Просим Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, принять эти средства на постройку
танковых колонн и эскадрилий самолётов. Пусть грозные машины, построенные на
наши трудовые деньги, беспощадно громят и уничтожают фашистеких варваров. Мы
заверяем Вас, товарищ Сталин, что отдадим все наши силы делу быстрейшего осво-

бождения нашей священной it
й й земли от фантистекой нечисти, делу освобождения всех
советских людей от немецкого рабства. и. om

Секретарь Ижевского горкома ВКП(б) КОЗЛОВ.
Председатель горисполкома ЖУКОВ.

Ижевск

Секретарю Ижевского горкома ВКП(б) тов. КОЗЛОВУ
Председателю горисполкома тов. ЖУКОВУ

Пе H
a or трудящимся города Ижевска, собравшим 8.000.000 рублей
‘троительство танковых колонн и эскадрилий самолётов, — мой брат-
ский привет и благодарность Красной Армии.

Мы, офицеры, курсан ii

с ‚к ты, красноармейцы и вольнонаёмные
мётного училища, воодушевлённые пат
собрали и внесли 30.000 рублей на воо
должается.

Смерть немецким захватчикам!

2 Московского пуле-
риотическим почином украинского народа,
ружение Красной Армии. Сбор средетв про-

Полковник ХАПИЧЕВ,
Майор СУРОВ.

2 Московское пулеметное училище
Полковнику ХАПИЧЕВУ, майору СУРОВУ

Передай :
ssieinand ohne курсантам, красноармейцам и вольнснаёмному
вене ae пулеметного училища, собравшим 30.000 рублей
расной Армии, — мой боевой привет и благодарность

Красной Армии,
р И. СТАЛИН