по ‘установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
GO O88 WEA UWE

Чрезвычайной Государственной Комиссии

СУББОТА, 11 МАРТА 1944 г. № 60 (8362)

и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям CoCr

Лирективы

и приказы

1,  Гитлеровекие секретные директивы
об истреблении советских людей

Преступное гитлеровское правительство
и верховное командование германской ар-
мии еще’ло вероломного нападения на Co-
ветский Союз тщательно разработали пла-
вы чудовищного истребления передовой
масти советского народа и ссылки на ка-

‘торгу в Германию миллионов советских
людей.
Опубликованные в свое время Чрезвы-

чайной Государственной Комиссией ‘с00б-
шения о немецко-фашистских злолеяниях в
- городах Краснодаре, ‘Ставрополе, Орле,
Сталино, Смоленске и Киеве, а также спе-
‘ниальные- раселедования, произведенные
членами Чрезвычайной Государственной
Комиссии путем выезда на места, устано-
- вили существование продуманной системы
‘прелнамеренного массового -истребления не-
мецкими- оккупантами военнопленных ий
мирных советских граждан.
- Только по предварительным: данным, за-
-регистрированным Чрезвычайной Государ-
ственной Комиссией, немецко-фаптистекие
‚ оккупанты убили, отравили -в «лушегуб-
вах» и. замучили в оккупированных ими
советских районах около 2 миллионов че-
ловек, —— стариков, женщин и детей, мир-
ных советских граждан, а также много во-
еннонленных — бойцов и офицеров Крас-
ной- Армии.

В настоящее время в распоряжение Чрез-
вычайной Государственной Комиссии посту-
пили захваченные в гор. Киеве органами
советской власти немецкие документы, обна-
руженные в несгораемом шкафу в помеше-
нии, где в период немецкой оккупации на-
ходилось- гестапо. Эти документы содержат
. оперативные . приказы верховного. командо-
вания германской армии, имперского мини-

. стра оккупированных восточных областей,
начальника полнции безопасности и СД и

другие документы, в которых излагается
порядок «очистки» лагерей для советских
военнопленных и мирных граждан от «по-
дозрительных лиц». Из этих документов
ВИДНО, что в качестве единственной меры
«очистки» немецко-фаптистскими властями
в чуловишных масштабах практиковалось
применение убийств, которые фигури-
руют в  локументах под терминами:
«экзекуции», «особый“` режим», «ликвида-
ция», «особые меры», «очистительные ме-
роприятия». ‘Эти документы относятся к
первым месяцам вторжения немецких за-
хватчиков в СССР, к периоду июль—
декабрь 1941 года. Важность обнаружен-
ных документов характеризуется тем, что
на всех их имеется гриф: «Секретно, .госу-
дарственной важности», «Секретно, ко-
мандный документ».

В целях предотвращения опасности за-
хвата Красной Армией этих документов,
раскрывающих преступления вемецко-фа-
шистеких палачей и их кровавые планы
физического уничтожения русского населе-
ния, в оперативном приказе № 14 началь-
ника неменкой полиции говорилось:

«Особо вменяю в обязанность, чтобы
оперативные приказы №№ 8 и 14, а
также относящиеся к ним лополнитель-
ные указы, в случае опасности, немел-
ленно уничтожались».

В приказе ставки верховного командова-
ния германской армии № 11,7 oxralpa
41 г. подчеркивается:

«Письменное (даже в виде выдержек)
распространение этого приказа воспре-
шается. Ознакомление окружных комен-
дантов по делам военнопленных и комен-
дантов пересыльных лагерей произво-
дится устно».

2. Подготовка к массовому истреблению
‚советских военнопленных и мирных граждан

Из обнаруженных документов видно, что
титлеровские палачи еще до своего нападе-
ния на СССР составляли списки, розыскные
книги и собирали необходимые сведения 0
руководящих советских работниках, кото-
рые; по их кровавым планам, подлежали
уничтожению. Так были подготовлены «06с0-
бая розыскная книга СССР», «Германская
розыскная книга», «Списки по выявлению
местопребывания» и другие подобного рода
ж«розыскные книги и списки», которые гит-

‚.теровским убийцам должны. были. облегчить  .

истребление
CCCP.

В документе, именуемом: «Приложение
- №2 Е оперативному приказу № 8 началь-
ника полиции безопасности и СД», датиро-
‚ванном — «Берлин, 17 июля 1941 года»
и полписанном Гейдрихом, исполнявшим в
то время обязанности заместителя Гимулера,
указывается,
списков и розыскных книг и на необхоти-

передовой части .населения

мость не отеснять ee исполнителей й

убийств. `
`В документе говорится: :^` : Е
«Для осуществления ваптих задач нет
возможности предоставить в распоряже-
ние команд пособия. «Германская розыск-
ная книга», «Списки по выявлению ме-
стопребывания», «Особая розыскная кнч-
га ОСОР» окажутся полезными лишь Б
небольшом. количестве случаев. «Особая,
`розыскная книга СССР» поэтому нело-
_ =. @TaTO4Ha, так как в нее занесена лишь
. незначительная часть советских рус-
ских, которых следует считать опазны-
`ми». (См. фотокопию № 5).

С разбойничьим вторжением .в СОСР и ок-
купацией ряда советских районов гитлеров-
‘цы повели систематическое истребление со-
ветского. населения, в особенности его пере-
ловых и наиболее активных слоев, незави-
симо от имевшихся в их руках списков.

Для выполнения своих преступных пла-
нов немецкие оккупанты в стационарных и
`’ пересыльных лагерях для военнопленных,
устроенных в то время на германской тер-
ритории, в так называемом польском «гене-
рал-губернаторстве» и на оккупированной
советской территории, создали «зондеркоман-
ды» (особые команды).

В оперативном приказе № $8 начальника
полиции безопасности и СД, датированном
«Берлин, 17 июля 1941 года, Б. № 21
5/41, г. Ре М А 1 ц», подписанном Гейдри-
хом, говорится: -

«Предлагаю немедленно выделить для
находящихся на той территории лагерей
военнопленных команду в составе одного
СС фюрера и 4—6 рядовых. В случае,
если для выполнения поставленных задач
потребуются дополнительные силы, 06
этом необходимо немедленно сообщить
мне...

..Для облегчения проведения чистки
должны быть выделены в распоряжение
начальника лагерей военнопленных в 1-м
военном округе, Восточной Пруссии —
генерал-майора фон Гинденбурга и на-
чальника лагерей военнопленных в гене-
рал-губернаторстве — генерал-лейтенан-
та Геррготт, в Кельцах — по одному ру-
ководителю (Гйтег’у) связи...

В качестве руководителей связи долж-
ны быть немелленно откомандированы:

а) криминальрат Пиффер, отдел госу-
дарственной полиции Штетина, —в распо-
ряжение генерал-майора фон Гинденбур-
га. в Кенигсберг (Пруссия);

6) криминалькомиссар Рашвитц при
начальнике полинии безопасности и СД
В Кракове — в распоряжение генерал-
лейтенанта Геррготт в Кельцах.

...В задачи этих руководителей связи
вхолит, особенно к моменту начада. опера-
ций, направлять в соответствии с настоя
щими директивами доятельноеть команл,

однако, на. нелостаточноеть`  ?

а также. обеспечивать нормальные отно-

шения с военными органами».

В приложении № 1 к оперативному пби-
казу № 14 начальника полиции безопасно-
сти и СД (Секретно. Государственной важно-
сти, экземпляр 15-й), датированном —
«Берлин, 29 октября 1941 года», указывает-
ся порядок формирования «зондеркоманд»:

«Формирование зондеркоманд, полиции
безопасности и СД производится по хого-
воренности межлу начальником полиции
безопасности и СД и верховным командо-

ванием. вооруженных сил от 7.Х— 1941

гола. A

Команды работают на основе особых

полномочий и, согласно данным им 06-

щим директивам, в рамках лагерного рас-

порядка, самостоятельно. Само собой ра-
зумеетея, что команды поддерживают тес-

ный контакт с комендантами лагерей и

офицерами контрразведки». (См. фотоко-

‘пию № 2).

Это было вторичным раз‘яснением еще
‘ранее ‘изланной директивы ‘от 17 июля

1941 г. (См. начало фотокопии № 5).

В свою очередь и верховное командование
германской армии в приложении № 2, к при-
казу от 7.Х — 1941 года указало:

«1. ...в пересыльных лагерях армей-
ского тыла зондеркоманды полиции безо-
пасности и СД по выявлению неблагона-
дежных. элементов действуют под с0б-
ственную ответственность в соответствии
с прилагаемыми директивами.

2. По согласованию с начальником по-

’лиции безопаености и СД, деятельность
предусмотренных зондеркоманд регули-
руется следующим образом: а) предусмот-
ренные для выполнения этих задач зон-
деркоманды подчиняются уполномоченно-

му начальника полиции безопасноети и

СД при командующих армейским тылом,

согласно  пересланному с отпошением

«а» соглашению от 28.[\ — 1941 года

..д) В тех лагерях армейского тыла, в

которых ‘нет возможности произвести

фильтрацию при помощи зондеркоманд,
под личную ответственность коменданта
остаются в силе существовавшие до сих
пор положения. С появлением зондерко-
манд выявление неблагонадежных элемен-
тов является исключительно их задачей».

Приказ начальника полиции безопасности
и СДот 29 октября 1941 г. об организации
зондеркоманд был разослан оперативным
группам в Красногвардейск, Смоленск, Киев,
Николаев и «информационно» в Ригу, Мо-
гилев, Кривой Рог.

Нужно также отметить, что гитлеровны
во время своего наступления на Москву с0-
злали в Смоленске специальную _ «зондер-
команлу Москва», задачей которой должны
были явиться массовые убийства москви-
чей. (См. фотокопию № 4).

0 задачах, возложенных на «зондеркоман-
ды», говорят оперативные директивы, при-
ложенные к приказу начальника полиции
безопасности и СД № 8, датированному —
«Берлин, 17 июля 1941 года», который
под видом «фильтрации гражданских лиц и
подозрительных военнопленных, захвачен-
ных в восточном походе», указывает, что

«особая. обстановка восточного похода

требует особых мер, которые должны про-

водиться под собственную ответствен-

ность, вне каких-либо бюрократических и

аэлминистративных влияний».

Как документально установлено, на «зон-
деркоманлы» возлагалась обязанность
«фильтрации», т. е. выявления «неблаго-
належных», подлежавших в дальнейшем
уничтожению.

В связи с этим, в приложении к опера-
тивному приказу Гейдриха № 8 от 17.УП—
1941 г. указывается, что

«Заключенные лагерей для русских
лолжны поэтому быть разделены внутри
лагеря по следующим поизлакам:

1) Гражданские лица.

2) Солдаты (в том числе и такие, ко-
торые явно переодеты в гражданское
платье).

3) Политически вредные элементы из
числа лиц 1 и 2 категорий...

гитлеровского правительства и германского военного
об истреблении советских военнопленных и мирных

4) Лица 1 и 2 категорий, достойные
доверия, а потому пригодные для ис-
пользования при восстановлении окБу-

.- пированных районов.

5) Национальные группы среди воен-

нопленных и гражданских лип».

3. Планы истребления советских деятелей

И советской интеллигенции

Гражданское население временно захва-
ченных немецко-фашистскими оккупантами
районов СССР, как это неоднократно с00б-
щалось, заключалось в лагери наряду с во-
епнопленными, вопреки всем существую-
щим законам и обычаям ведения войны.
Бесчеловечный режим, созданный гитлеров-
скими палачами для `военнопленных, быя
распространен также и на мирных совет-
ских граждан. В этом отношении нужно .от-
метить так называемые «экзекуции».

Гитлеровцы с самого начала установили
широкий круг «подозрительных»,  полле-
жавших «экзекуции». К этому кругу гит-
леровцы раньше всего относили руковоля-
щую и активную группу советских работ-
ников. В приложении № 1 к оперативному
приказу № 14 начальника полиции без-
опасности от 29 октября 1941 г., подписан-
ному Гейдрихом, по этому поводу говорится:

«Прежде всего необходимо выявить:

1) всех выдающихся государственных
и партийных должностных лиц, в особен-
ности профессиональных революционе-
ров, Е 4

2) деятелей Коминтерна,

3) всех влиятельных деятёлей немец-
кой коммунистической организации в
СССР и примыкающих к ней организаций
в Центральном Комитете, в окружных и
районных организациях,

4) всех Народных Комиссаров и их
заместителей,

5) всех бывших
Красной Армии,

6) руководящих лиц государственных
учреждений  пентрального и среднего
звеньев,

7) руководящих лиц в хозяйственной
жизни,

8) советско-русских интеллигентов и
евреев, поскольку это касается mpapet
сиональных революционеров или полити-
ческих деятелей, писателей, редакторов,
работников Коминтерна и др.». (См. фото-
копию № 4).

В «дополнении к директивам для команя

политкомиссаров

‘тивной команды Ц/5 полиции безопасности

меры не только к русскому народу, но и
к украинцам, белоруссам,  азербайлжан-
цам, армянам, грузинам, тюркским народ-
ностям и др.

Следует отметить, что кровавые распра-
вы проводились гитлеровцами и над теми
украинцами-националистами, которых Гит-
dep использовал вначале для борьбы против
Советского Союза, а затем разделалея с
ними самым гнусным и коварным образом,
под предлогом якобы того, что бандеровцы
«готовили восстание». В директиве опера-’

и СДза № 12/41 от25 ноября 1941 г. с
грифом «секретно, государственной важно-
сти» в отношении, например, украинских
националистов, возглавлявшихся Бандерой,
говорится:

«Все активисты бандеровского движе-
ния должны немедленно арестовываться
й после тщательного допроса должны
быть без шума ликвихированы под ви-
дом грабителей...

Зтот документ, после ознакомления с
ним, должен быть немедленно уничто-
жен начальством команды» (подчеркну-
то в подлиннике). (См. фотокопию № 7).

Правяшая гитлеровская клика система-
тически проверяла выполнение своих ли-
ректив в отношении выявления «подозри-
тельных», требовала строгого и полного их
учета. В приложении № 2 к оперативно-
му приказу № 8 начальника полиции
безопасности и СД строго предписывается:

«Бажлую неделю начальник опера-
тивной команды представляет в Главное
управление — имперской безопасности
краткое донесение по телеграфу или
срочным письмом. В этом донесении
должны быть изложены: 1) краткое
описание деятельности за прошедшую
неделю; 2) число лиц, которые должны
окончательно считаться подозрительны-
ми (достаточно указать цифру)...»

Из документов видно, что эти «экзеку-

полиции безопасности и СД», подписанном   пии» являлись не чем иным, как истре-

Гейдрихом,
июля 1941

датированном:
года», прямо

«Берлин, 17  блением советских людей, которые массами
указывается   подвергались казням,

творимым немецко-

на необходимость применять аналогичные ‚фашистскими палачами.

4. Попытки немецко-фашистских убийц

скрыть свои

Жестоко и бесчеловечно расправляясь с
советекими людьми, попавшими в руки фа-
птистско-немецкого зверья, германские вла-
сти тмательно старались скрыть свои пре-
ступления, пытаясь окутать эти злодея-
ния густым покровом тайны. 06 этом так-
же свидетельствуют многочисленные при-
казы немецкого военного командования и
немецкой полиции. :

В оперативном приказе‘ начальника п9-
лиции безопабнобти и СД № 8 от 17 июля
1941 года по этому поводу указывается:

«Экзекуции должны проводиться не
в самом лагере и не в непосредствен-
ной близости от него, они неглаены и
должны производиться, по возможности,
незаметно».

Далее в приложении №2 к этому
же приказу говорится:

«Экзекуции не должны производить-
ся в лагере или в непосредственном с6-
седстве с лагерем. Если лагери гене-
рал-губернаторства находятся в непо-

` средственной близости от траницы, то
пленных для специальной обра-
ботки следует, по возможности, отвозить

в бывшие советские районы. Если экзе-

куции потребуются вследетвие наруше-

ния лагерной дисциплины, TO в этом
случае начальник оперативной команды
должен обратиться к коменданту лаге-

ря». (См. фотокопию № 6).

В приложении № 2 к приказу ставки
верховного командования германской ар-
мии № 11, датированному 7.Х—1941 го-
да, говорится:

«б) Деятельность  зондеркоманд с
санкции командующих армейским ты-
лом (районных комендантов по делам
военнопленных) должна проходить так,
чтобы фильтрация проводилась, по воз-
можности, незаметно, а ликвидация без
промедления и на таком расстоянии от
самих пересыльных лагерей и населен-
ных пунктов, чтобы это не было изве-
стно остальным военнопленным и насе-
лению».

В приложении № 1 к оперативному
опасности и СД, датированному «Берлин,
29 октября 1941 года, № 21 БА! г.
Ре —- У А 1 ц, секретно, авы
важности», рекомендуется следующий «пе-
рядок» проведения «экзекуций»:

«Начальники оперативных групи под
свою ответственность решают вопросы
об экзекуции и дают соответствующие
указания зондеркомандам.

Для проведения установленных хак-
ными лирективами мер командам надле-
жит требовать от руководства лагерей
выдачи им пленных. Верховным коман-
дованием армии дано указание коменда-
турам об удовлетворении подобных тре-
бований.

Экзекуции должны производиться не-
заметно, в удобных местах и, во всяком
случае, не в самом лагере или в не-

посредственной близости от него. Необ-

ходимо следить за немедленным и пра-
вильным погребением трупов»,
В дополнении к директивам для коман-

преступления

дируемых в лагери военнопленных команд
полиции безопасности и СД, подписанном
Гейдрихом, еще раз указывается:
«Наконеп, я вновь указываю на TO,
что экзекуции ни в коем случае не
должны совершаться ни в самом лаге-
ре, ни в непосредственной близости от
него».

«Экзекуции» приняли с течением вре-
мени столь широкие размеры, что гитле-
ровцы, как это известно из предыдущих
сообщений Чрезвычайной Комиссии, стали
их проводить и в самих лагерях или вбли-
зи лагерей.

Впоследствии, когда Красная Армия стала
очищать от немецко-фашистских полчищ
временно оккупированные ими территории
Советского Союза и когда советские власти
стали раскрывать чудовищные преступле-
ния фашистских извергов, обнаруживая мно-
точисленные могилы замученных фашиста-
ми советских граждан, бойцов и офицеров,
германское командование приняло срочные
меры к тому, чтобы скрыть и уничтожить
слелы своих преступлений. В этих целях
немецкое командование организовало повсе-
местные раскопки могил и сжигание нахо-
дившихся в этих могилах трупов. Особым
приказом оберштурифюрера, датированным
«Ровно, 3 августа 1943 г. М А1—
№ 35/4306», здресованным областному руко-
водителю жандармерии в Камень-Катирске,
предписывалось «немедленно сообщить о ме-
стонахождении и количестве могил (общих)
0с0бо-репрессированных» по данной области.

Среди документов, обнаруженных в зда-
нии гестапо в Ровенской области, найдены
донесения об исполнении указанного выше
приказа с перечнем около 200 пунктов, где
были зарегистрированы такие могилы.
Из этого списка видно, что немецко-фа-
шистские палачи выбирали для могил, в
которые закапывали свои жертвы, преиму-
щественно глухие и малодоступные для
посторонних лиц места. Вот часть таких
мест:

78. Шепетовка, в лесу—3 могилы.

79. Славута, в разработках гра-

вия—1 могила.

80. Славута, в лесу — 1 могила.

121. Горохов, в 1 км. южнее Горо-
хова, в 100 м. от дороги на
Дрешкополь-—1 могила.
Городское кладбище, в западном
углу, справа — 1 могила.
В карьере кирпичной глины
южнее Горохова — 1 могила.
Берестечко, во дворе жандарм-
ских казарм, примерно в 500 м.
севернее совхоза Наренчин —
1 могила.
Токачи, в 1 км. южнее города
(в карьере кирпичной глины) —
1 могила.
Кизелин, примерно в 1 км. ce-
веро-западнее Кизелина, около
развалин здания — 1 могила.
Ковель, Нагорная ул., в песча-
_ном карьере, в 400 м. за сев.
казармами — 1 могила.
Нагорная ул., северо-вост, эт
города, в песчэвом карьере,
справа от дороги—1 могила.

124.

125.

140.

командования
граждан

Фотокопии отдельных подлинных документов, приведенных с теисте

Сообщения Чрезвычайной Государственной Комиссии

№ 1

Die Kecnicn ‘piven ahr ratigkeit in den Lagern во
er ‘Bree ‘Zusemenardeit mit Gen о пива:

feble Br. 8 and 14
° Завве Ъез Gefahr im
Moor ist mir gegebe:

“Smolensk

Se ee
# appa

: хот а4 см
я Вовка, о

ве в ey@rich,

oe Ny

Приказ № 14 начальника полящеи безопасности от 29 октября 1941 т,