ВТОРНИК, 14 МАРТА 1944 г. № 62 (8384)

Херсон

Войска 3-го Украинского фронта ЧЕ ли не на полтора километра. Атака

жали сегодня большую победу, После продолжалась тридцать минут. Немногим
многомесячной немецкой — оккупации немцам удалось уйти. Десятки груженных
Херсон вновь вернулся в советскую ценным военным имуществом машин по-

семью. Германские захватчики изгнаны пали в руки наших бойцов. В другом ме-
из этого большого украинского города, сте три наших средних танка, ворвавшись
узла железнодорожных и водных комму- в село, подавили сопротивление двух рот
никации, важного опорного пункта 060- гитлеровцев. Танкисты удержали захва-

роны немцев у устья Днепра.

Горох Херсон стоит на высоком
берегу Днепра. Внизу — ноймы с камы-
шевыми зарослями, многочисленные от-
ветвления могучей реки. Природа благо-
приятствует здесь обороняющемуся, и
немцы приспособили каждую складку ме-
стности для организации длительного со-
противления. Однако все расчёты гер-
манского командования были опрокину-
ты смелым маневром войск генерала
армии Малиновского.

Переправившись через Днепр в ниж
нем его течении, наши части © боями
устремились к западу. Немцы пытались:

сдержать натиск советских войск, цеп-

ляясь за промежуточные рубежи. Удары!
наших войск были исключительно силь-
ными и эффективными. Темны наступле-
ния всё нарастали.

‚ Гитаеровцы лихорадочно создавали
противонехотные и противотанковые пре-
пятетвил, но они преодолевались‘ нашими
сапёрами, расчищавшими путь для под-
вижных частей. Немцы, подтянув из ре-
зерва пехоту, а на некоторые участки —
артиллерию и танки, всячески мешали
нашим войскам раеснтириту зонный
на правом берегу плацдарм. Вражеские
резервы были быстро измотаны и обескро-
влены. На пути движения наших войск
титлеровцы поставили мощные огневые
заслоны, — точным массированным огнём
нашей артиллерии германские батареи
подавлялиеь и вынуждены были замол-
кать. Гитлеровское командование бросило
в качестве последнего козыря значитель-
ные соединения авиации, поставив перед
ними задачу дезорганизевать наши 60е-
вые порядки. Сорвалось и тут! Лётчики
генерал-лейтенанта авиации Судец ока-
зались хозяевами воздуха. В завязавитих-
ся многочисленных боях они нанесли
- врагу большой урон, не позволили нем-
цам воздействовать на движение совет-
CEUX ВОЙСК.

На основных участках нашего наступ-
ления сопротивление немцев было слом-
лено. В бреши, пробитые в немецких ли-
ниях, лавиной двинулись танки. Это был
рекордный по быстроте и стремительно-
сти бросок. Прорываясь в тылы против-
ника, наши подвижные части перехвати-
ли важнейшие грунтовые дороги. Распути-
ца, оказавшаяся для немцев гибельной, не
мотла помешать нашим танкам. Немецкие
колонны застревали в глубоких трясинах,
немецкие обозы не могли тронуться с ме-
ста, & в это время на них налетали наши
танкисты и, открыв прицельный огонь,
вносили жестокие опустошения во враже-
ские ряды. Немцы бросали свою технику,
в поисках спасения рассыпались по овра-
гам и балкам.

Отряд под командованием старшего
лейтенанта Загоруйко атаковал колонну
немецких грузовиков, растянувшуюся

ЩИТ

ление лейтенанта Прохорова зашло немцам

ченное село до прихода наших подкрепле-
НИЙ.

Немцам никак не удавалось восстано-
вить свои смятые линии, наладить разо-
рванные коммуникации. Только за один
день части Н-ского соединения, невзирая
на адскую грязь, овладели многими на-
селёнными пунктами. Гвардейцы - пехо-
тинцы отразили несколько немецких
контратак, захватив 10 орудий, 12 мино-
мётов, около 50 пулемётов, сотни винто-

вок.
В 60ю за населенный пункт нодразде-

во фланг и отрезало единственную дорогу,
оставшуюся у противника. Атаковав нем-
Цев, советские воины почти полностью
истребили гитлеровский гарнизон и за-
няли большое село. Прохоров лично
истребил из ручного пулемёта свыше де-
сятка немцев, пытавишихеся удрать ого-
родами.

Нод градом ударов, сыпавшихся с раз-
ных сторон, рискуя потерять последние
дороги, находившиеся в их распоряже-
нии, немцы спешно очищали один насе-
лённый пункт за другим. Противник,
отрызаясь, отходил к Херсону, рассчи-
тывая, очевидно, прикрыться укрепле-
ниями, возведенными на ближних под-
ступах к городу. Планы немцев бы-
ли разгаданы нашим командованием.
Темпы: нашего преследования исключа-
ли отрыв немцев от наступающих. При-
жатые к городу, немцы неё смогли за-
держаться на внешней линии обороны.
Бои перенеслись на улицы. Сегодня они
завершились изгнанием немцев из Херсо-
на. Противник понес в боях на подступах
к Херсону и в самом городе тяжкий урон.
Улицы, площади, переулки завалены тру-
пами немцев. В районе пристани застряли
сотни вражеских автомашин. Немцы торо-
пились уйти — и не успели. Образовалась
огромная пробка. Нашими войсками в
боях за Херсон взяты богатые трофеи.
Они еще не учтены целиком,--трофейщи-
кам предстоит большая и сложная рабо-
та. Вдоль берега Днепра осталась тех-
ника многих отборных немецких частей.

Страшные картины открылись перед
взорами наших бойцов, ворвавшихся в
Херсон. Следы разоренья, немецкого раз-
боя на каждом шагу. Тысячи жителей
Херсона истреблены немцами, тысячи уг-
наны на каторгу в Германию. На Красном
Basape, на Первомайской улице, в районе
Мостостроя немцы вешали ни в чем непо-
винных советских граждан.

Многострадальный город вырван из
хищных немецких лап. Наши воины
непрерывно гонят врага дальше, не давая
ему передышки.

Майор Д. ГРЕБЕНЩИКОВ.

3-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 13 марта.
(По телеграфу).

НИИ ———

Веесоюзные лыжные соревнования

СВЕРДЛОВСК, 13 марта. (По телеф. от]

соб. корр.). В воскресенье, 12 марта, в
Свердловске начался розыгрыш первенства
СССР по лыжному спорту. Для участия в
соревнованиях в Свердловск приехали
лыжники из 25 республик, краёв и 0б-
ластей.

В первый день состоялись двё эстафеты:
 3—5 километров для женщин и 4—10 —
для мужчин. Победителями оказались жен-
‚ская команда Свердловска и мужская
‘команда Москвы.

Соревнования будут продолжаться неё-
делю.

WU <_ _

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Партийно-хозяйственный
актив
тульских угольщиков

ТУЛА, 13 марта. (По телеф. от соб.
корр.). Состоялось совещание партийно-
хозяйственного актива угольщиков “Гуль-
ской области. С докладом об итогах рабо-
ты в январе и феврале ио ликвидации за-
долженности по углю в первом квартале вы-
ступили начальник комбината «Тулауголь»
тов. Федяев, управляющий трестом «Бо-
лоховуголь» тов. Приходько и управляю-
щий трестом «ШЩекинуголь» тов. Пронин.

Успешно выполнив программу 1943 года,
комбинат «Тулауголь» в январе и феврале
этого года задолжал стране значительное
количество угля. Начиная с третьей дека-
ды февраля, тульские угольщики снова
дали прирост добычи. В первой декаде
марта они добились наивысшей добычи за
все время существования комбината,

Однако трест «ШЩекинуголь» и некоторые
другие шахты продолжают работать неудо-
влетворительно.

В широко развернувшихся. прениях вы-
ступавиие товарищи подвергли резкой
критике руководителей отстающих пред-
приятий и наметили мероприятия но даль-
нейшему росту добычи угля. Заместитель
наркома угольной промышленности тов.
Е. Т. Абакумов подробно остановился на
недостатках работы отдельных шахт и
трестов, подчеркнув необходимость уси-
ления темпа подготовительных работ,
механизации лав и штреков, лучшего ис-
пользования врубовых машин, а также
правильного комплектования забоев квали-
фицированными рабочими. В конце сове-
щания выступил секретарь Тульского об-
кома ВКП(б) тов. Чмутов.

Успехи металлургов
Магнитки

МАГНИТОГОРСК, 13 марта. (ТАСС).
Сталеплавилыцики металлургического ком-
бината им. Сталина успешно закончнли
первую декаду марта. Впереди — мапте-
новский цех № 1, выдавший 7 скоростных
плавок и перекрывший производственное
задание на 1.919 тонн.

Набирает темпы коллектив пятой дом-
ны. За декаду выдано в особый фонд Глав-
ного Командования 760 тонн чугуна.

На 570 тонн превысили плановое задание
сортопрокатчики.

„Советская женщина
в Отечественной войне“

Выставка ВЦСПС в Доме Союзов

ВЦСПС организовал в Доме Союзов вы-
ставку «Советская женщина в Отечествен-
ной войне». Многочисленные экспонаты —
различные документы, письма, фото и дру-
гие материалы — наглядно знакомят со
славными делами советских патриоток на
фронте и в тылу.

Хорошо подобраны материалы о женши-
нах, удостоенных высокого звания Героя
Советского Союза. Они рисуют незабывае-
мые образы Марины Расковой, Лизы Чай-
киной, Зои Космодемьянской и других ге-
роинь.

Интересны стенды, посвящённые самоот-
верженной работе тружениц советского ты-
ла, кующих вооружение для Красной Ар-
мии. Необычайную смелость и отвагу про-
явили паровозный машинист Елена Чухнюк
и дежурный по станции Анна Жаркова,
под вражеским огнём подвозившие фронту
составы с вооружением и боеприпасами. Не-
оценимые услуги родине оказала. стрелочни-
ца Антонина Александрова, спасшая не
один состав от вражеской бомбёжки. Эти
храбрые патриотки удостоены звания Героя
Социалистического Труда.

Другие стенды посвящены выдающимся
женщинам — учёным, писателям, художни-
кам, скульпторам, общественным деятелям,
знатным стахановкам промышленности и
сельского хозяйства.

(ТАСС).

Клятва югославских воинов

Трехцветное— сине - бело - красное, с
красной звездой на белой полосе, подхва-
ченное порывом ветра, знамя взметну-
лось над воинскими рядами.

Главнокомандующий Югославской на-
родно - освободительной армии маршал
Броз-Тито- от своего имени и от имени
героических югославов — сербов, хорва-
тов, словен — поручил известному юго-
славскому общественному деятелю Влахо-
вичу Велимиру вручить это знамя юго-
славской добровольческой воинской части
в СССР.

После короткой речи Влахович пере-
дает знамя командиру части подполков-
нику Месичу Марко. Опустившись на ко-
лени, подполковник Месич берет на руки
край знамени и целует его.

Из рядов солдат и офицеров несутся
приветственные возгласы:

— Живио маршел Сталин!

—- Живио маршал Тито!

Так началось это торжество югослав-
ских воинов.

Знамя вручается широкоплечему, вы-
сокому наредняку Бузарову, отныне зна-
меносцу. Оно благословаяется ксендзом
Вайс Антэ, православным „бвященником
Цветковым Дмитрием и исполняющим
обязанности мусульманского священно-
служителя  подпоручником  Чилимджич
Александром.

И вот уже знамя в сопровождении по-
четного караула плывет перед строем.

Я готов нести любое наказание за на-
рушение этой моей присяги.

Смерть фашизму!

Свобода народу!»

И снова несется привететвенное:

— Живио маритал Сталин!

— Фивио маршал Тито!

С высокой трибуны говорят воины.
Страстную речь произносит хорват Шикич.
До последней капли крови будем.
драться, югославы, за свободу своей ро-
дины! Станем носителями славы, счастья
и свободы своему народу!

Серб Ранисавлевич и словен Енчич за-
веряют, что сербы, хорваты и словены
будут свято выполнять торжественную
клятву, данную воинскому знамени и
югославскому народу.

Потом начался парад. Мимо трибун,
украшенных флагами народно-освободи-
тельной армии Югославии, государствен-
ными флагами СССР, Англии и США, про-
шли военным шагом югославские воины.
Здесь были пулемётчики, - миномётчики.
Прошли противотанковая артиллерия,
орудия ближнего боя. Поблескивали ав-
томаты, штыки на винтовках...

На трибунах находились: председатель
Всеславянского комитета генерал-лейте-
нант Гундоров, уполномоченный Совнар-
кома СССР по формированию националь-
ных частей в СССР генерал Жуков, груп-
па советских генералов и офицеров,
командующий Первого Польского корпу-

Стоят воины, вооруженные автоматами, са в СССР генерал-майор Берлинг, глава
пулеметами, минометами, противотанко-  чехословацкой военной миссии в СССР
выми ружьями — новым, современным генерал-майор Пика, главз французекой

оружием, которое выковал советский на-
род и передал своим братьям — югосла-
вам.

Проплыло знамя, и воины. солдаты и
офицеры, вслед за командиром подпол-
ковником Месич произносят слова торже-
ственной клятвы:

«Клянусь честью своего народа. что в
рядах югославской добровольческой войн-
ской части в СССР, как самостоятельной
части  народно-освободительной армии
Югославии, буду верно служить своему
народу, борясь против оккулантов и оте-
чественных предателей — врагов народ-

ной свободы и народных прав, как на oe)

ветско-германском фронте, так и всюду,
где это потребуется.

Клянусь, что буду дисциплинирован,
что буду честно выполнять свои обязан-
ности и приказания вышестоящих на-
чальников.

Клянусь, что не выпущу оружия из рук
до тех пор, пока наша страна не будет
очищена от оккупантов и пока народу
не будут обеспечены его права и свобода.

военной миссии бригадный генерал Пети,
представители советской и иностранной
печати.

.Многие из солдат и офицеров юго-
славской лобровольческой воинской ча-
сти в СССР прошли долгий, тяжёлый
путь, прежде чем снова стали боевой си-
 лой под знаменем своего народа. Для
‚многих из них встречи с врагом — не
новость, Они уже ‘скрещивали с ним CBOE
оружие в Югославии, в Испании.

Бывигий студент медицины, ныне офи-
цер, Креачевич. высокий юноша родом из
‘города Новы Сад, был добровольцем в
югославской армии. В числе других вои-
нов, ставших жертвой измены и преда-
тельства, он очутился в плену у немцев.
Затем вернулся на родину, был арестован
и направлен в рабочий батальон. Нахо-
дясь на фронте под Воронежем, он при
первой же возможности перешел на ето-
рену Красной Армии.

За многое должен Ёреачевич свести сч8-
ты с фашизмом. И в первую очередь — за

Белград, в котором он рос и училея. С
горечью вспоминает Креачевич мучитель-
ные дни в германском плену: издеватель-
ства, вонючую капусту в похлебке, зелб-
ный, заплесневелый хлеб.

Хорват Бороша— заместитель команди-
ра пулемётной роты. Будучи штурманом
югославской гидроавиации перед войной,
он сделал всё, чтобы не оставить свой ги-
дросамолёт немцам, вторгшимся в Юго-
славию. Он утопил машину. Но агенты
Павелича снова мобилизовали Бороша, и
он оказался в хорвалеком легионе бомбар-
дировщиков. Павелич, выполняя приказ
Гитлера, отправил хорватов на советско-
германский фронт.

... Двое из экипажа самолёта— © серд-
цем таким же, как у Бороша. Они летят

из Кенигоберга бомбить русские позиции’

у озера Ильмень. Трое обезоруживают
четвёртого, настроенного профашистски.
Внизу на дороге они видят немецкую ко-
лонну, направляющуюся к фронту. Нем-
цы задирают головы и приветствуют са-
молёт, машут ему руками. Но бомбарди-
ревщик делает крутой заход на. дорогу,
и бомбы сыплются на немецких солдат.
Затем самолёт продолжает путь на восток.
В районе озера Ильмень он приземляется
в расположении советских войск.

ороша улыбается. Приятные воспоми-
нания и у капитана Цвилич. Разница
только в том, что Бороша приземлился на
советской земле на самолёте «Дорнье-17»,
а Цвилич — на самолёте «Мессершмитт-
109».

Сейчас оба они в мундирах воинов на-
родно-освободительной армии Югославии.

В таких же мундирах и бывший музы-
кальный мастер, боец интернациональной
бригады в Испании старший сержант Но-
вачич Иван и унтер-офицер серб Хрняч-
ке Бранко, бежавший из рабочего ба-
тальона к советским партизанам и сра-
жавшийся вместе с ними против немцев.
На груди Бранко-советский орден Ирас-
ной эвезды.

Уже стемнело, а в просторных землян-
ках, куда после парада пришли к юго-
славским воинам гости, всё продолжался
праздник, звучали сербские, хорватские,
словенекие песни.
  Повсюду можно было видеть лозунги:

«Смерть фашизму! Свобода народу!»

Врученное части знамя поведет юго-
славских воинов на славные подвиги во

‘имя полного освобождения Югославии от
  немецких захватчиков.

Ан. СОФРОНОВ,
спец. корреспондент «Известий».

ЛАГЕРЬ ЮГОСЛАВСКОЙ ВОИНСКОЙ

свою родную землю, за окровавленный! ЧАСТИ, 12 марта.

КАДРЫ ИЗ КИНОФИЛЬМА «КУТУЗОВ». 1. Фельдмаршал Кутузов (артист А. Дикий). 2. Кутузов извещает своих ге-

нералов о том, что Наполеон покинул Москву.

„Бутузов

Художественно-исторический фильм. Сценарий В. Соловьева,

Авторы фильма «Кутузов» показали’
эпоху 1812 года жизненно и правдиво.
Необходимое выделяется в фильме из
случайного, и от этого произведение ло-
жится в душу, зажигает сердце. В фильме,
нет надуманного сюжета: сценарист В. Co-
ловьев и постановщик Вл. Петров ограни-
чили себя готовой канвой истории, и по-
этому тема раскрылась с жизненной убе-
дительностью.

Режиссер В. Петров показал свое высо-
кое мастерство не только в массовых и
батальных сценах, но и в работе с каждым
актером в отдельности.

Образ Кутузова — полководца, дипло-,
мата и человека. — хорошо и выразитель-
но создан артистом А. Диким. В исполие-
нии А. Дикого Бутузов встает перед на-

ми, как человек военной и гражданской!

доблести, громадной нравственной силы,
т.-е. тех именно свойств, которыми так 60-
гат наш русский народ. Многогранность
этого образа выступает сразу, как только
на экране появляется Кутузов. В первых
же словах его — «Разве можно отступать
с такими  молодцами!» — чувствуется
полководец русской военной школы. Уче-
HAE и продолжатель Суворова — Кутузов
был всесторонне образованным человеком.
отлично освоившим богатство тогдашней
русской и мировой культуры. В фильме
отчетливо видна эта разносторонняя куль-
тура фельдмаршала, который, в противо-
положность многим генералам; своим со-
временникам, верно оценивал сложные ис-
торические события своего века и глубо-
ко понимал их смысл. Сцена на военном
совете в Филях, последний разговор с Баг-
ратионом, неоднократные. беседы с Барк-
лаем раскрывают глубокий ум и много-
гранную талантливость Вутузова.

Вполне понятен тот факт. что русская
армия верила в полководческий гений
Кутузова. Это хорошо показано фильмом в

замечаниях офицеров и в беседах солдат
и в следующей солдатской песенке:
Хоть Москва в руках французов —
Это, право, не беда:
Ham фельдмаршал, князь Вутузов,
Их на смерть пустил туда.

Наиболее полно это типичное отноше-
ние солдатской массы в Вутузову выра-
жено в образах молодого солдата Феди,
(арт. М. Пуговкин) и старика Жестянни-
кова (арт. И. Скуратов), действующих в
фильме. Особенно хороши сценки, где
Федя об’ясняет Барклаю-де-Толли причи-
ну веселья в армии по поводу приезда
Кутузова, и сцена беседы старого солдата
Кестянникова с фельдмаршалом.

Подлинно отечеекое отношение к под-.

чиненным сочеталось у Кутузова, как иу
его учителя Суворова, с суровой требова-
тельностью и твердой воинской дисципли-
ной. С момента появления Кутузова на
экране и до конца фильма зритель видит
человека воинского долга и дисциплины,

требовательного к себе и другим. Особен-

Производство «Мосфильм», 1943 г.

но резко выступает эта требовательность
Кутузова во время Бородинской битвы.
Кутузов — народный полководец, Ву-
тузов — дипломат в беседе с Лориетоном,
Вутузов — военачальник в руководстве
Бородинской битвой, Кутузов — человек
при прощании с Багратионом, Кутузов—
патриот. Все это ярко сыграно А. Диким.

цу каждого русского человека образ.

Интересно сделан в фильме образ Бар-
клая-де-Толли. Хорошая игра артиста
Н. Охлопкова позволяет зрителю как бы
войти во внутренний мир потландца Бар-
клая, понять его честность, верность во-
инскому долгу, трезвость в оценке обста-
новки, но вместе с тем — полное непони-
мание им живой души русского народа.
Именно это и отличает Барклая от горяче-
го патриота Кутузова. Оно — это качест-
во — и обрекло Барклая, как полководца,
на неудачи.

Запоминающийся образ Багратиона со-
здал артист С. Закариадзе.

Глубоко патриотичны сцены народной
партизанской борьбы. Знаменитая старо-
стиха Василиса кажется нашему зрителю
живой героиней современной Отечествен-
ной войны. Разгром армии Наполеона рус-
ской армией Кутузова и партизанами —
это сильные, впечатляющие сцены филь-
ма, но самыми яркими батальными карти-
нами являются, безусловно, эпизоды Бо-

рохинской битвы. Тут особенно замеча-

тельно показаны героизм русских, их лю-
бовь к родине, презрение к смерти.

Кутузов ‘выражал общее мнение воинов
русской армии, подтверждая, что Боро-
динская битва являлась победой русских.
Наоборот, Наполеон выражал общий ужас
французской армии под Бородиным, когда
на неоднократные вопросы о положении
на поле боя получал один ответ: «Рус-
ские стоят...» Наполеон является в филь-
ме яркой противоположностью Кутузову.
Артист С. Межинский подчеркнул в На-
полеоне холодную, железную волю, само-
уверенность и самодовольство. Тем силь-
нее воспринимается позорное бегство На-
полеона на Запад, от’езд его во Францию
и оставление своей армии на произвол
судьбы, т.-е. то, что было весьма типич-
ным для всех тиранов, стремившихся за-
воевать Россию.

Из сподвижников Наполеона в фильме
хорошо. даны образы начальника штаба
французской армии Бертье (арт. Е. Ва-
лужский) и дипломата Иористона (арт.
Г. Терехов). Интересна сцена, где марша-
лы Наполеона, уже отступая, спорят о
том, когда была совершена роковая
ошибка, приведшая французскую армию
к краху. Одни из них видят эту ошибку
в том, что французы слишком долго сиде-
ли в Москве, ожидая предложения рус-
ских о мире; другие считали, что ошибка
совершена позже,
разграбление

когда было допущено

французских  продоволь-

АННИНО SSL

Артист сумел найти выражения, жесты,   годы Отечественной войны. Это — фильм,
мимику, раскрывающие этот дорогой серд-  значительный но своим художественным

постановка Вл. Петрова.

ственных складов в Смоленске, что обрек-
ло на голод всю армию. Но роковую ошиб-
ку французы совершили гораздо раньше,
когда затеяли вторжение в Россию. И это-
го не может не признать Нанолеон, вме-
шавншийся в спор своих маршалов.

Новый фильм «Кутузов»>— выдающееся
достижение советской кинематографии за

достоинствам и правдивый с историче-
ской точки зрения..В нем в равной мере
выразительны и режиссерское мастер-
ство Вл. Петрова, и яркая игра актеров,
особенно А. Дикого,
С. Межинского, и работа оператора
М. Гиндина, сумевшего придать всему
фильму выразительность, содействующую
эмоциональному воздействию на зрителя,
и тщательная работа художника В. Его-
рова, и впечатляющая музыка композито-
ра Ю. Шапорина.

Главная удача авторов фильма в том,
что они убедительно показали образ Ву-
тузова — замечательного полководца и
русского патриота, показали в живых 0б-
разах замечательных людей эпохи — от
Кутузова до рядового солдата Жестянни-
кова и партизанки Василисы, — показали
русскую народную войну против инозем-
ных захватчиков.

Победа русских войск над армией Напо-
леона в 1812 году— это победа стратегии
и тактики русской военной школы, победа
полководческого гения Кутузова, победа
русского народа, поднявшегося-на защи-
ту своей родины. Этого не понимали каръе-
ристы типа Беннигсена,
хорошо понимал Вутузов.

Hame героическое настоящее  пол-
но величия и славы. Но оно одновремен-
но и естественное, необходимое и за-
кономерное следствие славного прошлого.
Сегодня, глядя на экран, любуясь бурны-
ми всплесками мощной народной волны в
грозные дни 1812 года, восхищаясь мет-
костью дальнего прицела кутузовской
стратегии, мы с гордостью думаем о хо-
де военной борьбы, которая идет сейчас.
Мы думаем о том, что и в нынешней Оте-
чественной войне в системе нашей оборо-
ны проявила себя трезвая мудрость рас-
чета, подготовившая скестокие наступа-
тельные удары по врагу; 0 том, что в на-
ступлении нашем с огромной силой ска-
зались и сказываются энергия и воля бо-
рющихся за свое счастье народных масс,
руководимых партией и вождем народов
товарищем Сталиным. Наша славная
Красная Армия и весь советский народ
поднялись на разгром подлых немецких
захватчиков. История показывает, что наш
народ из самых тяжелых испытаний вы-
ходил победителем, отстаивая честь и сво-
боду родины. Так было, так есть, так бу-
дет всегда! Мы с чувством радости гово-
рим: велик бессмертный наш народ! Гени-
ален полководец, ведущий его от победы
5 победе!

Н. Охлопкова,

HO это очень

С. ГОЛУБОВ.

ХИ пленум ВЦСПС

На утреннем заседании 13 марта про-
должались прения по докладу тов. Н. И.
Николаевой о мерах по дальнейшему раз-
вертыванию и улучшению индивидуаль-
ного и коллективного огородничества в
1944 году.

Секретарь ЦЕ союза рабочих централь-
ных железных дорог тов. Карягин сообщих
на пленуме, что в прошлом году каждая
семья огородника-железнодорожника по-
лучила в среднем 1 тонну картофеля и 364
килограмма овощей. 24 местных комитета
и огородных комиссии за успехи в разви-
тии огородничества награждены грамотами
ВЦСПС, а ЦЕ союза завоевал переходя-
щее Красное Знамя. В 1944 году посевные
площади расширяются на 20 процентов.
Большое внимание будет уделено каче-
ству обработки.

06 инициативе и опыте сормовичей-
огородников рассказал председатель зав-
кома завода «Красное Сормово» тов. Пле-
ханов. В прошлом году здесь значительно.
выросли количество огородников и пло-
шаль обрабатываемой земли. Заблаговре-
менно начали готовиться и в проведению
сева 1944 года.‹ Состоявшаяся недавно
общезаводская конференция огородников
разработала подробный план действий. В
феврале был прочитан ряд лекций. Лекто-
рами выступали не только агрономы, но и
лучшие огородники. Сормовичи поставили
задачу — удвоить урожай картофеля и
овощей на индивидуальных и коллектив-
ных огородах.

В’ прениях, кроме того, выступили:
председатель ЦЕ. союза рабочих льняной
промышленности тов. Пирогова, предсе-

датель завкома Н-ского завода Наркомата
Вооружения ‘тов. Бобров, председатель
завкома Магнитогорского комбината име-
ни Сталина тов. Ефанов, академик Лы-
сенко и другие. ,

В конце утреннего заседания с заклю-
чительным словом выступила тов. Н. И.
Николаева.

*

На вечернем заседании 13 марта пле-
нум перешел к обсуждению третьего во-
проса повестки дня—«06б усилении обще-
ственного контроля профсоюзных органи-
заций над работой столовых, магазинов и
подсобных хозяйств». С докладом по это-
му вопросу выступил председатель ЦЕ
союза рабочих центральных железных до-
рог тов. М. П. Тарасов.

— Более года назад, — говорит до-
кладчик, — Государственный Комитет 0б0-
роны возложил на профсоюзы обществен-
ный контроль над работой торгующих ор-
ганизаций и предприятий общественного
питания. Свыше полумиллиона обществен-
ных контролёров, избранных рабочими и
служащими, энергично и настойчиво боро-
лись за наведение порядка в торговле и
общественном питании. Их силами про-
верено — весоизмерительное хозяйство
2.582 столовых, при чем неисправные ве-
соизмерительные пригоры были из’яты
и отремонтированы.

Однако не все профсоюзные организа-
ции ответственно отнеслись к организации
массового общественного контроля. До-
кладчик критикует, в частности, ЦЕ проф-
союза рабочих промышленного строитель-
ства Урала и Западной Сибири,

Усилить контроль за деятельностью сто-

ловых — значит обеспечить полновесную
закладку продуктов в котел, добиться пра-
BHABHOTO BeCa отпускаемых порций, не
допускать порчи и хищения продуктов.
Необходимо, чтобы контроль был непре-
рывным и действенным. Гораздо полнее
должны использовать профсоюзы и свое
право контроля за работой проловоль-
ственных и промтоварных магазинов, за
всей торговой деятельностью орсов. 05-
щественные контролеры должны повести
решительную борьбу с разбазариванием
продуктов, с системой «записочек», с об-
мером и обвесом потребителей. Профсоюз-
ные организации обязаны вникать во все
детали распределения ордеров на промыш-
ленные товары, повести рентительную
борьбу против всяких злоупотреблений в
этом деле.

Важное значение имеет организация
общественного контроля за работой под-
собных хозяйств. Сейчас, накануне ве-
сеннего сева, необходимо повседневно
проверять, как идет заготовка семян. ка-
ково качество ремонта инвентаря, обеспе-
ченность удобрениями, состояние рабоче-
го скота ит, п.

— Почетная задача профсоюзов, —
заканчивает докладчик; — заключается в
том, чтобы ‘навести большевистекий поря-
док в работе столовых и подсобных хо-
зяйств, добиться, чтобы все продукты и
промышленные товары, отпускаемые го-
сударством, полностью и своевременно
доходили до потребителя.

По докладу тов. Тарасова, развернулись
прения. }

Сегодня прения продолжаются.