ВХУТЕМАС — колыбель Нового социалистического мира

В 1920 году был основан ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — школа, воспитавшая новое поколение мастеров, способных выстроить современную реальность на всех уровнях архитектуры, живописи, скульптуры и промышленного дизайна. Мы поговорим о том, как всего за несколько лет ВХУТЕМАСу удалось реорганизовать систему художественного образования и воспитать мастеров совершенно нового типа.

Лектор — Ксения Григорьева, историк искусств, экскурсовод Департамента культурного наследия города Москвы, автор текстов про архитектуру для проекта ART Insiders.

Зачем социализму художники? Жизнь на Живописном и Полиграфическом факультетах

Зачем социализму художники? Жизнь на Живописном и Полиграфическом факультетах

Что такое «объективный метод» анализа искусства и как он помог в создании революционных пропедевтических дисциплин основного отделения: «Цвет», «Графика», «Объем», «Пространство»; как Полиграфическому факультету удалось сочетать в себе производственное и художественное; почему самым противоречивым и традиционным факультетом ВХУТЕМАСа был Живописный; как менялся город в праздники с легкой руки студентов театрально-декорационного отделения Живописного факультета.

Мы наш, мы новый мир построим! Архфак

Мы наш, мы новый мир построим! Архфак

Как «меньшинству» отделения новейших изысканий удалось побороть «большинство» академического отделения, где правили бал И.В. Жолтовский и А.В. Щусев; как Николаю Ладовскому удалось убедить весь ВХУТЕМАС учиться по своей системе на дисциплине «Пространство»; в чем разница методов изучения архитектуры Обмаса (Объединенные левые мастерские) Н.А. Ладовского и Новой Академии И.А. Голосова и К.С. Мельникова. Посмотрим самые утопические проекты студентов. Поговорим, как в середине 1920-х на факультете появляется архитектурная мастерская Александра Веснина и начинается товарищеское соревнование между конструктивистами и рационалистами.

Опережая ИКЕЮ. Конструирование предметного мира на производственных факультетах

Опережая ИКЕЮ. Конструирование предметного мира на производственных факультетах

На производственных факультетах ВХУТЕМАСа всегда было очень мало студентов. Этот факт совершенно не помешал «темедекам» (название по сокращению наименований факультетов: текстильного, металлообрабатывающего, деревообделочного и керамического) принципиально изменить представления окружающих о том, как должна быть устроена материальная среда человека нового быта. Идеями о трансформации пространств, о встроенном оборудовании и складной мебели фонтанировали дипломные работы выпускников. На Всемирной выставке в Париже 1925 года эти идеи представителей ВХУТЕМАСа были высоко оценены. Возникает логичный вопрос: почему ранний советский дизайн не стал массовым?