театральных форм. Для того, чтобы изжить эти недочеты, необходимо - что отмечалось на клубных и школьных конференциях - приступить к самообразованию и организации
курсов по переподготовке художественных работников, как клубных, так и школьных. Лишь этим путем возможно порвать

с той самодельщиной, неумелостью и примитивом, которые так обычны в современных художественных постановках. По

собий для самообразования и для курсов по переподготовке
художественных работников пока не имеется. А потребность в них чрезвычайно остра. Издаваемый нами сборник идет этому навстречу. С этой целью к нему приложены необходимые исторические статьи и библиография. Кроме того, на
стоящий сборник может послужить и пособием для лекторов в клубных и школьных аудиториях по вопросам театра.
Мы обратились к „народному * кукольному театру, ибо он является чрезвычайно удобным для политико-просветитель
ных и педагогических целей. Театр „петрушки у нас в Союзе
стал уже давно редкостью. В западно-европейских странах учли его массовость и воспользовались им как мощным сатирическим и агитационным средством. Кукольных театров мно
жество в современной Германии, Франции, Италии и Англии, а в одной небольшой Чехо-Словакии насчитывается до 1000 народных кукольных театров, 2000 кукольных театров при школах и просветительных обществах и бесчисленное, не поддающееся учету, количество семейных кукольных театров. Нам нельзя пройти мимо этого средства массовой пропаганды. Мы должны этот театр насытить революционным содержанием, революционной сатирой и пустить его в массы.
Мы остановились лишь на „петрушке и отбросили все иные кукольные средства (марионетки и пр.), ибо мы полагаем,

что большая простота устройства и незатейливость приемов театра „петрушки облегчат его возрождение.

Сборник составлен по следующему плану. Две первые статьи дают материал по истории народного кукольного театра как для самообразования, так и для устройства лекций и до
кладов. Статья „Театр петрушки дает методические указания и знакомит с приемами организации кукольного театра. Наконец, хрестоматия дает образцы, которые предназначены не
* Данный термин мы всюду употребляем условно.