«Прорезиненные материи для дирижаблей, аэропланов, аэростатов». Пришли по объявлению

В новом выпуске рубрики «Пришли по объявлению» отправимся по рекламе, размещённой в журнале «Лукоморье» № 28–29 за 1917 год, в которой предлагается приобрести «прорезиненныя матерiи для дирижаблей, аэроплановъ, аэростатовъ» у компании «Треугольник».

Компания «Треугольник» (до 1908 года — «Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры») была основана торговцем американских галош Фердинандом Краузкопфом в 1860 году. Первые цеха открылись на Обводном канале, 134. Для обучения рабочих приглашались мастера из Германии, Англии. К 1862 году «ТРАРМ» стало монополистом в России по производству галош, набоек для обуви, резиновых рукавов. Продукция Товарищества получает мировое признание.

Дирижабль «Кречет»

С 1907 года «Треугольник» также начинает производить материи для первых военных российских дирижаблей. Таким был «Кречет» (его прототипом послужил французский дирижабль «Петре»). В феврале 1907 года, по приказу инженер-генерала А.П. Вернандера, представлявшего Совет государственной обороны, было начато строительство дирижабля, для которого «Треугольник» изготовил оболочку.

Первый запуск состоялся в августе 1910 года, а уже в сентябре о «Кречете» появляется упоминание в газете «Царскосельское дело»:

«...Въ среду 22 сентября надъ Царскимъ Селомъ совершилъ полетъ «КРЕЧЕТЪ» съ командиромъ инженеръ-капитаномъ С.А. Немченко и семью офицерами-пассажирами. Пролетѣвъ надъ дворцами съ паркомъ, а затѣмъ съ большого озера повернулъ въ Павловскъ, откуда направился въ Петербургъ».

После успешного полёта над Петербургом производство дирижаблей активно развивалось. «Треугольник» продолжал изготавливать оболочки, а также разные виды «готовых оболочек для управляемых, свободных и привязанных аэростатов — Шары-зонды и пилоты, — Воздушные мишени для артиллерийской стрельбы».

После революции мануфактуру «Треугольник» национализировали и переименовали в «Красный треугольник». Предприятие продолжит выпускать бытовую резиновую продукцию, а с 1930 года станет основой советского шинного производства.

Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!

Подготовил Николай Канунников