Электролекторий

«Родченко в Париже». Май 1925 года

«Родченко в Париже». Май 1925 года

Письма Александра Родченко Варваре Степановой из Парижа. Читают Алиса Селецкая, режиссёр Электротеатра Станиславский и Павел Шумский, актер Электротеатра Станиславский, ученик Бориса Юхананова, режиссер, педагог.

Американский юморист, проблема с уборкой снега, Хрущёв и станция метро «Маяковская», доставка продуктов на дом

Американский юморист, проблема с уборкой снега, Хрущёв и станция метро «Маяковская», доставка продуктов на дом

Новости с 18 по 24 марта 1936 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Иван Шаманский, Екатерина Усанова, Евгений Коновалов, Саша Иванова.

«Родченко в Париже». Апрель 1925 года

«Родченко в Париже». Апрель 1925 года

Письма Александра Родченко Варваре Степановой из Парижа. Читают Алиса Селецкая, режиссёр Электротеатра Станиславский и Павел Шумский, актер Электротеатра Станиславский, ученик Бориса Юхананова, режиссер, педагог.

Пропали большие галоши, появились швейцары в домах, скетинг-ринг в Парке Горького, магазин им. 8 марта

Пропали большие галоши, появились швейцары в домах, скетинг-ринг в Парке Горького, магазин им. 8 марта

Новости с 11 по 17 марта 1934 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Алла Гутникова, Полина Мельник и Борис Купаев.

Маяковский в Америке

Маяковский в Америке

Самая длинная поездка за границу, небоскрёбы, автомобили, первый увиденный светофор, встреча с другом Бурлюком, отношения с Элли Джонс и тоска по родине. Лекция Марины Красновой.

Маяковский во Франции

Маяковский во Франции

Проблемы на таможне из-за ветчины, встреча с Пикассо, выступления с лекциями на тему сельского хозяйства, отношения с Татьяной Яковлевой во французском вояже Маяковского. Лекция Марины Красновой.

«Родченко в Париже». Март 1925 года

«Родченко в Париже». Март 1925 года

Письма Александра Родченко Варваре Степановой из Парижа. Читают Алиса Селецкая, режиссёр Электротеатра Станиславский и Павел Шумский, актер Электротеатра Станиславский, ученик Бориса Юхананова, режиссер, педагог.

Маяковский в Германии

Маяковский в Германии

Первое большое путешествие Маяковского за границу. Самые дорогие рестораны Берлина, сотрудничество с Эль Лисицким, встреча с Дягилевым и первый полёт на самолёте. Лекция Марины Красновой.

10 библейских заповедей на советский лад

10 библейских заповедей на советский лад

Попытка переложить библейские заповеди на действительность 1920-х годов. Подкаст Ильи Старкова

Интерьер московских квартир от конца XIX до конца XX века

Лекция

Интерьер московских квартир от конца XIX до конца XX века

Лекция Дениса Ромодина

Современный анархизм: идеи и практики

Современный анархизм: идеи и практики

Положение анархистской мысли в современном мире. Лекция Петра Рябова.

Чего хотят анархисты?

Чего хотят анархисты?

Классики анархизма и их влиянии на мировую культуру. Лекция Петра Рябова.

Колыбельная

Колыбельная

Самый странный фильм Вертова, снятый в разгар репрессий и в пору царствования самого отпетого соцреализма.

Энтузиазм: Симфония Донбасса

Энтузиазм: Симфония Донбасса

Первый звуковой советский документальный кинофильм о выполнении пятилетнего плана на заводах и шахтах Донбасса.

Человек с киноаппаратом

Человек с киноаппаратом

Хаотичная жизнь современного города, зафиксированная вездесущим «кино-глазом» художника: движение транспорта и людей, труд рабочих на промышленных предприятиях, культурные мероприятия, медицинские учреждения.

Одиннадцатый

Одиннадцатый

Фильм Дзиги Вертова, посвященный достижениям Украинской ССР к одиннадцатой годовщине Октябрьской революции.

Шагай, совет!

Шагай, совет!

Фильм Дзиги Вертова по заказу Моссовета — с целью перед грядущими выборами осветить деятельность администрации города в области муниципального хозяйства.

Шестая часть мира

Шестая часть мира

Киноэпос нового государства созданный по заказу внешнеторгового предприятия Госторг, к десятилетнему юбилею революции.

Кино-глаз

Кино-глаз

«Кино-глаз» — первая большая работа киноков. Вертов попытался выразить простую мысль о неразрывной связи всех элементов жизни. Здесь и китайский фокусник, и карета скорой помощи, спешащая по вызову, и кадры, в которых лица пробуждающихся людей монтируются с кадрами жизни большого города.

Полководцы Битвы за Москву

Полководцы Битвы за Москву

Битва за Москву стала одним из ключевых, поворотных сражений Второй мировой войны. Кто были те люди, что вели в бой войска Красной армии в важнейшем сражении за советскую столицу? Кем были командармы Западного фронта? Лекция Алексея Исаева.

«Зимняя война» в зеркале постсоветских мифов и заблуждений

«Зимняя война» в зеркале постсоветских мифов и заблуждений

Чего СССР хотел от Финляндии осенью 1939-го, сбрасывали ли советские бомбардировщики хлеб на финские города, скрывают ли финны свои истинные потери, организовал ли Сталин 13 марта кровопролитный штурм Выборга, и другие спорные вопросы. Лекция Олега Киселева.

Прозодежда

Прозодежда

Одежда конструктивистов Родченко, Степановой и Поповой как профессиональный инструмент. Лекция Александра Лаврентьева.

Самозвери

Самозвери

История единственного детского произведения в журнале «Новый Леф» — от поэта Сергея Третьякова и художников Александра Родченко и Варвары Степановой. Лекция Александра Лаврентьева.

Родченко в Париже

Родченко в Париже

Письма Александра Родченко Варваре Степановой с Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (Париж, 1925 год), опубликованные в журнале «Новый Леф». Лекция Александра Лаврентьева.

Про ЛЕФ

Про ЛЕФ

История левого фронта искусств и журналов «ЛЕФ» и «Новый Леф». Лекция Александра Лаврентьева.

Телингатер. Наилучший аргумент оформления

Лекция

Телингатер. Наилучший аргумент оформления

Владимир Телингатер, сын советского графика, мастера иллюстрации и шрифтового искусства Соломона Телингатера и хранитель его архивов, рассказывает про творчество отца. В лекции рассматриваются основные периоды творчества художника.

Москва реконструируется

Лекция

Москва реконструируется

Лекция Александры Селивановой по книге «Москва реконструируется». Книга издана ИЗОСТАТом в 1938 году, чтобы наглядно рассказать о сталинском плане реконструкции Москвы, нацеленном на создание грандиозной витрины-образа реализованного советского мифа.

Частная история города

Лекция

Частная история города

Лекция антрополога и историка Дмитрия Опарина посвящена методологии исследования частной истории Москвы.

Музыка Кавказа: как ее искать

Музыка Кавказа: как ее искать

Сооснователь Ored Recordings — звукозаписывающего лейбла из Кабардино-Балкарии, специализирующегося на традиционной музыке Северного Кавказа, — Булат Халилов расскажет о том, как разыскивает в отдаленных деревнях «настоящую» музыку, об особенностях современного бытования традиции, об этических дилеммах в работе с непрофессиональными музыкантами.

Как слышать флейту

Как слышать флейту

Флейтист Иван Бушуев рассказал об истории одного из самых древних инструментов на земле, о его пути в академическую музыку, о флейте в мифологии и современной музыке, а также о самых странных звуках, которые можно из нее извлечь.

Музыка и шум: какая разница?

Музыка и шум: какая разница?

Культуролог Константин Дудаков-Кашуро рассказал о значении шума в музыкальной культуре XX века: о том, как мировой авангард искал в шуме музыку будущего; о новых пролетарских композиторах, которые писали произведения на производственную тематику; об использовании шума в театре и кино.

Что можно узнать из русской народной песни

Что можно узнать из русской народной песни

Музыкант, собиратель фольклора Сергей Старостин рассказал о том, какое мировоззрение стоит за народными песнями, что мы можем сказать об их авторах; о жанрах народных песен, их функциях и о том, зачем они нужны сегодня.

Старинное искусство книги

Лекция

Старинное искусство книги

Гравюра — один из старейших способов оформления книжной продукции. Издания, в которых присутствуют иллюстрации, выполненные в этой технике, сразу становятся произведениями искусства и занимают особое место в художественных коллекциях мира. Лекция Андрея Кортовича.

Артефакты Москвы

Лекция

Артефакты Москвы

Многообразие московских артефактов, которые подчас скрыты от глаз невнимательного горожанина. Лекция Александра Иванова.

Университеты в самодержавной России: спасители или разрушители империи?

Лекция

Университеты в самодержавной России: спасители или разрушители империи?

Какую роль университеты играли в России XIX века. Лекция Олега Морозова.

История Москвы в рассказах горожан

Лекция

История Москвы в рассказах горожан

Как формируется личная историческая память в большом городе. Лекция Ольги Христофоровой и Натальи Петровой.

Решающие дни на Западном фронте в ноябре - декабре 1941 года

Решающие дни на Западном фронте в ноябре - декабре 1941 года

Лекция исследователя Василия Карасева.

Предыстория «похабного мира»: почему Россия проиграла Первую мировую войну

Предыстория «похабного мира»: почему Россия проиграла Первую мировую войну

Лекция доцента Московского городского психолого-педагогического университета, главного редактора журнала «Скепсис», Сергея Соловьева.

Первая мировая война. 1914–1918. Возможности и пределы нового прочтения

Первая мировая война. 1914–1918. Возможности и пределы нового прочтения

Современная историографическая ситуация в исследованиях истории Первой мировой войны, наиболее перспективные направления новейших исследований периода 2015–2018 гг., анализ состояние методологии и методики научного поиска.

ВВС Красной Армии по состоянию на 22 июня 1941 года

ВВС Красной Армии по состоянию на 22 июня 1941 года

Каковы были особенности организационной структуры ВВС Красной Армии, как проводилась учебно-боевая подготовка и обучение личного состава. Лекторы – военные историки Михаил Тимин и Олег Киселев.

Поэт-киноглаз: кинематограф в творчестве поэта

Поэт-киноглаз: кинематограф в творчестве поэта

Какие приемы, характерные для авангардного кино, поэт использовал в своем творчестве? Почему забраковывались его сценарии? И как Маяковский возвращался на экран в творчестве режиссеров 60-х годов?

Я сразу смазал карту будня: Маяковский и изобразительное искусство

Я сразу смазал карту будня: Маяковский и изобразительное искусство

С самого начала творческого пути деятельность Маяковского была связана с живописью и графикой. Он позировал прославленному Репину и сам рисовал дружеские шаржи на знакомых.

Советский Союз глазами иностранцев: путевые заметки 1920–1930-х

Советский Союз глазами иностранцев: путевые заметки 1920–1930-х

Советский проект в 1920–1930-е годы привлекал внимание всего мира. Увидеть «русское чудо» собственными глазами хотели многие западные интеллектуалы. Знаменитые западные путешественники того времени и о том, как современники реагировали на их путевые заметки.

От Маяковского до Чуковского: любимые сюжеты советского детства

От Маяковского до Чуковского: любимые сюжеты советского детства

Первая лекции цикла рассказывает о тех произведениях, которые составили своеобразный канон детской литературы 1920–1930-х годов.

Архитектурная история Басманного района

Лекция

Архитектурная история Басманного района

Каждая эпоха — от молодого Петра до Лужкова — создавала в Басманном районе свой образ. Как выглядит сейчас Басманный с точки зрения его архитектурной истории?

Экономика журнала «Современник»

Экономика журнала «Современник»

Лекция Михаила Макеева о журнале «Современник», идейным вдохновителем и фактическим руководителем которого был Некрасов, об экономической стороне существования журнала, о фактах, которые так часто опускают историки и филологи в своих рассуждениях о литературе.

Николай Некрасов: литератор и светский человек

Николай Некрасов: литератор и светский человек

Лекция Михаила Макеева о той стороне личности Николая Некрасова, о которой мы не так много знаем, о его светской жизни и помещичьей повседневности.

«Ворон считать престижно». Лекция орнитолога Ольги Калашниковой

Лекция

«Ворон считать престижно». Лекция орнитолога Ольги Калашниковой

Мы видим и слышим разных птиц каждый день, но что мы о них знаем?