Электролекторий

История ритма

История ритма

Перкуссионист Петр Главатских рассказывает о том, откуда люди взяли ритм, какие бывают ритмы, как разные культуры используют разные ритмы и какая музыка у них получается, а еще научит зрителей сочинять музыку, используя ритмические структуры.

Новые имена 1920-х

Новые имена 1920-х

Гудок, Луначара и Лунио. Революционное имятворчество как тотем для нового времени. Подкаст Ильи Старкова.

«Ода Сталину»

«Ода Сталину»

О стихотворении Осипа Мандельштама «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…» (1937), воспевшем Сталина. Как Мандельштам, используя канонические черты портрета вождя, заложенные в поэзии Маяковского и других советских писателей, сумел внести в свой текст собственные, глубоко отличные от канона мотивы. Лекция Олега Лекманова.

«Предвестьем льгот приходит гений и гнетом мстит за свой уход»

«Предвестьем льгот приходит гений и гнетом мстит за свой уход»

Развитие канона в революционной поэме Бориса Пастернака «Высокая болезнь» (1928). Почему путаная и противоречивая поэма Пастернака завершается столь ясным портретом Ленина. Лекция Олега Лекманова.

МХАТ. Часть II. От Булгакова до Табакова

МХАТ. Часть II. От Булгакова до Табакова

Жизнь МХАТа в советский (1920–1990-е годы) и постсоветский период. Поиск новых современных авторов и роль М.А. Булгакова в истории МХАТа, творческие находки К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, всемирно известная система Станиславского и изменения в жизни театра после смерти Немировича-Данченко, о том, как пережил МХАТ Великую Отечественную войну. Эпоха О.Н. Ефремова и О.П. Табакова. Лекция Марии Полкановой.

МХАТ. Часть I. От МХОТ до МХАТ

МХАТ. Часть I. От МХОТ до МХАТ

Появление и первые годы Художественного театра, уникальное здание в Камергерском переулке. Главные действующие лица в становлении МХАТа. Искания и направления развития театра в период с 1904 по 1917 год, влияние революции на его жизнь, заграничные гастроли и 30-летний юбилей МХАТа. Лекция Марии Полкановой.

Курица на службе первой пятилетки, огурцы продаются только вместе с салатом, ночные санатории для ударников

Курица на службе первой пятилетки, огурцы продаются только вместе с салатом, ночные санатории для ударников

Новости с 24 по 30 июня 1932 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Борис Купаев, Анна Фотиева, Алёна Колошко, Ксения Васильева.

Первый Парад Победы на Красной площади, многодетные семьи после войны, бюрократия в быту, ленинская железная дорога для детей

Первый Парад Победы на Красной площади, многодетные семьи после войны, бюрократия в быту, ленинская железная дорога для детей

Новости с 17 по 23 июня 1945 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Борис Купаев, Анна Фотиева, Алёна Колошко, Ксения Васильева.

Игорь Терентьев: заумь, монтаж и театр

Лекция

Игорь Терентьев: заумь, монтаж и театр

На каких принципах строился терентьевский театр? Как принципы монтажа, пришедшие из кинематографа, применимы в театральных постановках? За что Терентьев критиковал современный ему театральный мейнстрим и как в пику «Ревизору» Мейерхольда поставил собственного, заумного «Ревизора»? Лекция Веры Пильгун.

Мосгорсправка даёт неверные сведения о прописке, передовой сквер в доме на Новослободской, у гостей столицы воруют штаны, жалобы на пивные

Мосгорсправка даёт неверные сведения о прописке, передовой сквер в доме на Новослободской, у гостей столицы воруют штаны, жалобы на пивные

Новости с 10 по 16 июня 1939 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Екатерина Усанова, Евгений Коновалов, Иван Шаманский.

Пути арабской музыки

Пути арабской музыки

Музыкант Басем Аль-Ашкар рассказывает историю арабской музыки с помощью главного ее носителя — уда. Без уда или арабской лютни — инструмента, из которого вышла впоследствии, например, гитара, — невозможно представить себе ни одного периода музыки Ближнего Востока.

Шоколад идёт на корм животным, массовые народные гуляния к 150-летию Пушкина, конкурс на лучший галстук

Шоколад идёт на корм животным, массовые народные гуляния к 150-летию Пушкина, конкурс на лучший галстук

Новости с 3 по 9 июня 1949 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Екатерина Усанова, Евгений Коновалов, Иван Шаманский.

Памятник футуристу Гольцшмидту на Театральной площади

Памятник футуристу Гольцшмидту на Театральной площади

Как футурист Владимир Гольцшмидт установил памятник самому себе возле Большого театра. Подкаст Ильи Старкова.

Настольные детские игры про войну, столовая для детей фронтовиков, найдены неизвестные стихотворения Некрасова

Настольные детские игры про войну, столовая для детей фронтовиков, найдены неизвестные стихотворения Некрасова

Новости с 27 мая по 2 июня 1942 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Алла Гутникова, Анна Фотиева, Мария Копылова, Борис Купаев.

Детские трамваи, пионеры выступают за дисциплину, в Москве появилась световая реклама и электрогазеты

Детские трамваи, пионеры выступают за дисциплину, в Москве появилась световая реклама и электрогазеты

Новости с 20 по 26 мая 1932 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Екатерина Усанова, Евгений Коновалов, Иван Шаманский.

«Российской коммунистической партии посвящаю...»

«Российской коммунистической партии посвящаю...»

Как в советской поэзии закладывался канон поэтического портрета великого вождя, и, соответственно, о важнейшем с этой точки зрения произведении — поэме Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1924). В своем произведении поэт опирался на традицию и в то же время идеально выполнил «социальный заказ» эпохи и власти. Лекция Олега Лекманова.

Разрешены велосипеды без номеров, патефоны есть, а пластинок нет, популярный соус «майонез», искусство рекламы алкоголя

Разрешены велосипеды без номеров, патефоны есть, а пластинок нет, популярный соус «майонез», искусство рекламы алкоголя

Новости с 13 по 19 мая 1938 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Алла Гутникова, Анна Фотиева, Мария Копылова, Полина Мельник.

Подземный мегаполис: от погребов к метрополитену

Лекция

Подземный мегаполис: от погребов к метрополитену

Первые подземные сооружения появились в Москве еще в ХIV веке, но масштабное внедрение в подземное пространство стало происходить намного позже, благодаря европейцам, и достигло своего апогея только при Советской власти. Лекция Даниила Давыдова.

Празднование 9 Мая, добровольно-принудительные облигации госзайма, 28 лет первому субботнику, на экранах фильм «Северная Корея»

Празднование 9 Мая, добровольно-принудительные облигации госзайма, 28 лет первому субботнику, на экранах фильм «Северная Корея»

Новости с 6 по 12 мая 1947 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Борис Купаев, Алла Гутникова, Полина Мельник, Мария Копылова.

Лото из отходов, поезд Москва — Одесса с радио и цветами, первомайская демонстрация изобилия колхозников

Лото из отходов, поезд Москва — Одесса с радио и цветами, первомайская демонстрация изобилия колхозников

Новости с 29 апреля по 5 мая 1934 года обсуждают британский писатель и журналист Уилл Сторр (в дубляже Бориса Купаева) и студенты НИУ ВШЭ Алла Гутникова, Алёна Колошко и Александра Иванова (в дубляже Екатерины Усановой)

A Lotto of waste, the Moscow-Odessa train with radio and flowers, May Day demonstration of wealth from kolhoz farmers

A Lotto of waste, the Moscow-Odessa train with radio and flowers, May Day demonstration of wealth from kolhoz farmers

Новости с 29 апреля по 5 мая 1934 года обсуждают британский писатель и журналист Уилл Сторр и студенты НИУ ВШЭ Алла Гутникова, Алёна Колошко и Александра Иванова

Крестить или октябрить? Новый обряд красных крестин

Крестить или октябрить? Новый обряд красных крестин

Красные обряды «Октябрины» и «Звездины» как альтернатива традиционным крестинам. Подкаст Ильи Старкова.

Чайные как культурное пространство, коллекционные вина в Столешниках, пропала газировка, напитки первого послевоенного года

Чайные как культурное пространство, коллекционные вина в Столешниках, пропала газировка, напитки первого послевоенного года

Новости с 22 по 28 апреля 1946 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Иван Шаманский, Екатерина Усанова, Евгений Коновалов, Саша Иванова.

Колокольный звон в небе и на земле

Колокольный звон в небе и на земле

Музыковед и звонарь Ярослав Тимофеев рассказывает об особом пути колокольного звона в России, о том, как этот непростой инструмент использовался композиторами, о разных исполнительских школах и об экспериментах со звуками колоколов.

Василий Каменский: путь энтузиаста после революции

Лекция

Василий Каменский: путь энтузиаста после революции

Лекция филолога Светланы Казаковой о творчестве Василия Каменского после революции.

Московское метро, культурная изолированность в Усачёвке, детские улицы и вендинговые аппараты с бутербродами и парфюмом

Московское метро, культурная изолированность в Усачёвке, детские улицы и вендинговые аппараты с бутербродами и парфюмом

Новости с 15 по 21 апреля 1935 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Михаил Каталов, Борис Купаев, Анна Фотиева, Алёна Колошко.

Кормит, значит любит: еда в волшебных сказках

Лекция

Кормит, значит любит: еда в волшебных сказках

Лекция Александры Баженовой-Сорокиной.

Мода советской женщины, лечебные вина в аптеках, семь лет со дня смерти Маяковского, общественные души на бульварах

Мода советской женщины, лечебные вина в аптеках, семь лет со дня смерти Маяковского, общественные души на бульварах

Новости с 8 по 14 апреля 1937 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Иван Шаманский, Екатерина Усанова, Евгений Коновалов, Саша Иванова.

Сталинская премия «правильным» деятелям искусств, нужда в высшем образовании, доклады учёных на грампластинках, пришла весна

Сталинская премия «правильным» деятелям искусств, нужда в высшем образовании, доклады учёных на грампластинках, пришла весна

Новости с 1 по 7 апреля 1948 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Борис Купаев, Анна Фотиева, Алёна Колошко и Ксения Васильева.

«Родченко в Париже». Июнь 1925 года

«Родченко в Париже». Июнь 1925 года

Письма Александра Родченко Варваре Степановой из Парижа. Читают Алиса Селецкая, режиссёр Электротеатра Станиславский и Павел Шумский, актер Электротеатра Станиславский, ученик Бориса Юхананова, режиссер, педагог.

Бум общепита на ВСХВ, массовое увлечение голубеводством, очень медленная почта, такси отказывается возить пассажиров

Бум общепита на ВСХВ, массовое увлечение голубеводством, очень медленная почта, такси отказывается возить пассажиров

Новости с 25 по 31 марта 1940 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Иван Шаманский, Екатерина Усанова, Евгений Коновалов, Саша Иванова.

«Родченко в Париже». Май 1925 года

«Родченко в Париже». Май 1925 года

Письма Александра Родченко Варваре Степановой из Парижа. Читают Алиса Селецкая, режиссёр Электротеатра Станиславский и Павел Шумский, актер Электротеатра Станиславский, ученик Бориса Юхананова, режиссер, педагог.

Американский юморист, проблема с уборкой снега, Хрущёв и станция метро «Маяковская», доставка продуктов на дом

Американский юморист, проблема с уборкой снега, Хрущёв и станция метро «Маяковская», доставка продуктов на дом

Новости с 18 по 24 марта 1936 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Иван Шаманский, Екатерина Усанова, Евгений Коновалов, Саша Иванова.

«Родченко в Париже». Апрель 1925 года

«Родченко в Париже». Апрель 1925 года

Письма Александра Родченко Варваре Степановой из Парижа. Читают Алиса Селецкая, режиссёр Электротеатра Станиславский и Павел Шумский, актер Электротеатра Станиславский, ученик Бориса Юхананова, режиссер, педагог.

Пропали большие галоши, появились швейцары в домах, скетинг-ринг в Парке Горького, магазин им. 8 марта

Пропали большие галоши, появились швейцары в домах, скетинг-ринг в Парке Горького, магазин им. 8 марта

Новости с 11 по 17 марта 1934 года обсуждают студенты НИУ ВШЭ Алла Гутникова, Полина Мельник и Борис Купаев.

Маяковский в Америке

Маяковский в Америке

Самая длинная поездка за границу, небоскрёбы, автомобили, первый увиденный светофор, встреча с другом Бурлюком, отношения с Элли Джонс и тоска по родине. Лекция Марины Красновой.

Маяковский во Франции

Маяковский во Франции

Проблемы на таможне из-за ветчины, встреча с Пикассо, выступления с лекциями на тему сельского хозяйства, отношения с Татьяной Яковлевой во французском вояже Маяковского. Лекция Марины Красновой.

«Родченко в Париже». Март 1925 года

«Родченко в Париже». Март 1925 года

Письма Александра Родченко Варваре Степановой из Парижа. Читают Алиса Селецкая, режиссёр Электротеатра Станиславский и Павел Шумский, актер Электротеатра Станиславский, ученик Бориса Юхананова, режиссер, педагог.

Маяковский в Германии

Маяковский в Германии

Первое большое путешествие Маяковского за границу. Самые дорогие рестораны Берлина, сотрудничество с Эль Лисицким, встреча с Дягилевым и первый полёт на самолёте. Лекция Марины Красновой.

10 библейских заповедей на советский лад

10 библейских заповедей на советский лад

Попытка переложить библейские заповеди на действительность 1920-х годов. Подкаст Ильи Старкова.

Интерьер московских квартир от конца XIX до конца XX века

Лекция

Интерьер московских квартир от конца XIX до конца XX века

Лекция Дениса Ромодина

Современный анархизм: идеи и практики

Современный анархизм: идеи и практики

Положение анархистской мысли в современном мире. Лекция Петра Рябова.

Чего хотят анархисты?

Чего хотят анархисты?

Классики анархизма и их влиянии на мировую культуру. Лекция Петра Рябова.

Колыбельная

Колыбельная

Самый странный фильм Вертова, снятый в разгар репрессий и в пору царствования самого отпетого соцреализма.

Энтузиазм: Симфония Донбасса

Энтузиазм: Симфония Донбасса

Первый звуковой советский документальный кинофильм о выполнении пятилетнего плана на заводах и шахтах Донбасса.

Человек с киноаппаратом

Человек с киноаппаратом

Хаотичная жизнь современного города, зафиксированная вездесущим «кино-глазом» художника: движение транспорта и людей, труд рабочих на промышленных предприятиях, культурные мероприятия, медицинские учреждения.

Одиннадцатый

Одиннадцатый

Фильм Дзиги Вертова, посвященный достижениям Украинской ССР к одиннадцатой годовщине Октябрьской революции.

Шагай, совет!

Шагай, совет!

Фильм Дзиги Вертова по заказу Моссовета — с целью перед грядущими выборами осветить деятельность администрации города в области муниципального хозяйства.

Шестая часть мира

Шестая часть мира

Киноэпос нового государства созданный по заказу внешнеторгового предприятия Госторг, к десятилетнему юбилею революции.

Кино-глаз

Кино-глаз

«Кино-глаз» — первая большая работа киноков. Вертов попытался выразить простую мысль о неразрывной связи всех элементов жизни. Здесь и китайский фокусник, и карета скорой помощи, спешащая по вызову, и кадры, в которых лица пробуждающихся людей монтируются с кадрами жизни большого города.

Полководцы Битвы за Москву

Полководцы Битвы за Москву

Битва за Москву стала одним из ключевых, поворотных сражений Второй мировой войны. Кто были те люди, что вели в бой войска Красной армии в важнейшем сражении за советскую столицу? Кем были командармы Западного фронта? Лекция Алексея Исаева.

«Зимняя война» в зеркале постсоветских мифов и заблуждений

«Зимняя война» в зеркале постсоветских мифов и заблуждений

Чего СССР хотел от Финляндии осенью 1939-го, сбрасывали ли советские бомбардировщики хлеб на финские города, скрывают ли финны свои истинные потери, организовал ли Сталин 13 марта кровопролитный штурм Выборга, и другие спорные вопросы. Лекция Олега Киселева.

Прозодежда

Прозодежда

Одежда конструктивистов Родченко, Степановой и Поповой как профессиональный инструмент. Лекция Александра Лаврентьева.

Самозвери

Самозвери

История единственного детского произведения в журнале «Новый Леф» — от поэта Сергея Третьякова и художников Александра Родченко и Варвары Степановой. Лекция Александра Лаврентьева.

Родченко в Париже

Родченко в Париже

Письма Александра Родченко Варваре Степановой с Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (Париж, 1925 год), опубликованные в журнале «Новый Леф». Лекция Александра Лаврентьева.

Про ЛЕФ

Про ЛЕФ

История левого фронта искусств и журналов «ЛЕФ» и «Новый Леф». Лекция Александра Лаврентьева.

Телингатер. Наилучший аргумент оформления

Лекция

Телингатер. Наилучший аргумент оформления

Владимир Телингатер, сын советского графика, мастера иллюстрации и шрифтового искусства Соломона Телингатера и хранитель его архивов, рассказывает про творчество отца. В лекции рассматриваются основные периоды творчества художника.

Москва реконструируется

Лекция

Москва реконструируется

Лекция Александры Селивановой по книге «Москва реконструируется». Книга издана ИЗОСТАТом в 1938 году, чтобы наглядно рассказать о сталинском плане реконструкции Москвы, нацеленном на создание грандиозной витрины-образа реализованного советского мифа.

Частная история города

Лекция

Частная история города

Лекция антрополога и историка Дмитрия Опарина посвящена методологии исследования частной истории Москвы.

Музыка Кавказа: как ее искать

Музыка Кавказа: как ее искать

Сооснователь Ored Recordings — звукозаписывающего лейбла из Кабардино-Балкарии, специализирующегося на традиционной музыке Северного Кавказа, — Булат Халилов рассказывает о том, как разыскивает в отдаленных деревнях «настоящую» музыку, об особенностях современного бытования традиции, об этических дилеммах в работе с непрофессиональными музыкантами.

Как слышать флейту

Как слышать флейту

Флейтист Иван Бушуев рассказывает об истории одного из самых древних инструментов на земле, о его пути в академическую музыку, о флейте в мифологии и современной музыке, а также о самых странных звуках, которые можно из нее извлечь.

Музыка и шум: какая разница?

Музыка и шум: какая разница?

Культуролог Константин Дудаков-Кашуро рассказывает о значении шума в музыкальной культуре XX века: о том, как мировой авангард искал в шуме музыку будущего; о новых пролетарских композиторах, которые писали произведения на производственную тематику; об использовании шума в театре и кино.

Что можно узнать из русской народной песни

Что можно узнать из русской народной песни

Музыкант, собиратель фольклора Сергей Старостин рассказывает о том, какое мировоззрение стоит за народными песнями, что мы можем сказать об их авторах; о жанрах народных песен, их функциях и о том, зачем они нужны сегодня.

Старинное искусство книги

Лекция

Старинное искусство книги

Гравюра — один из старейших способов оформления книжной продукции. Издания, в которых присутствуют иллюстрации, выполненные в этой технике, сразу становятся произведениями искусства и занимают особое место в художественных коллекциях мира. Лекция Андрея Кортовича.

Артефакты Москвы

Лекция

Артефакты Москвы

Многообразие московских артефактов, которые подчас скрыты от глаз невнимательного горожанина. Лекция Александра Иванова.

Университеты в самодержавной России: спасители или разрушители империи?

Лекция

Университеты в самодержавной России: спасители или разрушители империи?

Какую роль университеты играли в России XIX века. Лекция Олега Морозова.

История Москвы в рассказах горожан

Лекция

История Москвы в рассказах горожан

Как формируется личная историческая память в большом городе. Лекция Ольги Христофоровой и Натальи Петровой.

Решающие дни на Западном фронте в ноябре - декабре 1941 года

Решающие дни на Западном фронте в ноябре - декабре 1941 года

Лекция исследователя Василия Карасева.

Предыстория «похабного мира»: почему Россия проиграла Первую мировую войну

Предыстория «похабного мира»: почему Россия проиграла Первую мировую войну

Лекция доцента Московского городского психолого-педагогического университета, главного редактора журнала «Скепсис», Сергея Соловьева.

Первая мировая война. 1914–1918. Возможности и пределы нового прочтения

Первая мировая война. 1914–1918. Возможности и пределы нового прочтения

Современная историографическая ситуация в исследованиях истории Первой мировой войны, наиболее перспективные направления новейших исследований периода 2015–2018 гг., анализ состояние методологии и методики научного поиска.

ВВС Красной Армии по состоянию на 22 июня 1941 года

ВВС Красной Армии по состоянию на 22 июня 1941 года

Каковы были особенности организационной структуры ВВС Красной Армии, как проводилась учебно-боевая подготовка и обучение личного состава. Лекторы – военные историки Михаил Тимин и Олег Киселев.

Поэт-киноглаз: кинематограф в творчестве поэта

Поэт-киноглаз: кинематограф в творчестве поэта

Какие приемы, характерные для авангардного кино, поэт использовал в своем творчестве? Почему забраковывались его сценарии? И как Маяковский возвращался на экран в творчестве режиссеров 60-х годов?

Я сразу смазал карту будня: Маяковский и изобразительное искусство

Я сразу смазал карту будня: Маяковский и изобразительное искусство

С самого начала творческого пути деятельность Маяковского была связана с живописью и графикой. Он позировал прославленному Репину и сам рисовал дружеские шаржи на знакомых.

Советский Союз глазами иностранцев: путевые заметки 1920–1930-х

Советский Союз глазами иностранцев: путевые заметки 1920–1930-х

Советский проект в 1920–1930-е годы привлекал внимание всего мира. Увидеть «русское чудо» собственными глазами хотели многие западные интеллектуалы. Знаменитые западные путешественники того времени и о том, как современники реагировали на их путевые заметки.

От Маяковского до Чуковского: любимые сюжеты советского детства

От Маяковского до Чуковского: любимые сюжеты советского детства

Первая лекции цикла рассказывает о тех произведениях, которые составили своеобразный канон детской литературы 1920–1930-х годов.

Архитектурная история Басманного района

Лекция

Архитектурная история Басманного района

Каждая эпоха — от молодого Петра до Лужкова — создавала в Басманном районе свой образ. Как выглядит сейчас Басманный с точки зрения его архитектурной истории?

Экономика журнала «Современник»

Экономика журнала «Современник»

Лекция Михаила Макеева о журнале «Современник», идейным вдохновителем и фактическим руководителем которого был Некрасов, об экономической стороне существования журнала, о фактах, которые так часто опускают историки и филологи в своих рассуждениях о литературе.

Николай Некрасов: литератор и светский человек

Николай Некрасов: литератор и светский человек

Лекция Михаила Макеева о той стороне личности Николая Некрасова, о которой мы не так много знаем, о его светской жизни и помещичьей повседневности.

«Ворон считать престижно». Лекция орнитолога Ольги Калашниковой

Лекция

«Ворон считать престижно». Лекция орнитолога Ольги Калашниковой

Мы видим и слышим разных птиц каждый день, но что мы о них знаем?