Агитпоезда. Росписи агитпоездов и агитпароходов

В рубрике «Электроархив» мы републикуем знаковые статьи и материалы об искусстве, архитектуре, истории и культуре из оцифрованных изданий «Электронекрасовки».

***

В первые послереволюционные годы возникла и получила очень интересное развитие своеобразная форма монументальной живописи — росписи агитпоездов и агитпароходов.

Наиболее ранняя попытка создания такого поезда относится к августу 1918 года. К сожалению, фотографии его не удалось найти, а упоминание о нем в печати носит слишком общий характер. Поэтому особенный интерес представляют воспоминания художника Д. Мельникова, который говорит, что в 1919 году на запасных путях Ярославского вокзала стояли небольшие товарные вагоны серого цвета, расписанные лозунгами и агитационными картинами, выполненными белой краской по рисункам А. Осмеркина, Д. Моора и В. Дени. Возможно, что описанные вагоны были частью этого первого поезда.

Вагон агитпоезда «Октябрьская революция». 1919–1920

При ВЦИКе организовался специальный отдел «агитпарпоездов», которым заведовал Я. Буров. Лозунги и сюжеты для картин давала редакционная комиссия, возглавляемая В. Карпинским. Точность в изображении национальных костюмов и портретов политических деятелей обеспечивала этнографическая комиссия.

Вагон агитпоезда «Октябрьская революция». 1919–1920

Выполнялась роспись группой талантливых художников, среди которых были живописцы, графики, плакатисты, художники декоративного искусства и даже иконописцы из Палеха. Однако, несмотря на различие художественных индивидуальностей и профессиональных навыков, в процессе совместного творчества, когда каждый отвечал не только за себя, но и за весь коллектив, постепенно выработалась единая широкая, близкая к плакату манера живописи, которая не только прекрасно доносила до зрителя агитационное содержание картин, но и придавала цельность всему ансамблю поезда. Большую роль здесь играл, по-видимому, И. И. Нивинский, осуществлявший общее художественное руководство росписью агитпоездов.

Вагон агитпоезда «Октябрьская революция». 1919–1920

Сотрудники отдела агитпарпоездов ВЦИКа так определяли стоявшую перед ними задачу:

«Изрезать всю Советскую Россию яркими, художественно расписанными поездами и пароходами, представляющими собою передвижные летучие библиотеки, книжные склады, кинематографы, передвижные трибуны, инструкторские и осведомительные аппараты — это огромное, почти фантастическое предприятие...

...А весной, когда вскроются реки по водным просторам Республики, по Волге и ее притокам, и по Днепру двинут литературно-инструкторские пароходы...

Первый поезд — имени тов. Ленина состоял из 15 вагонов, расписанных красочной агитационно-плакатной живописью, с яркими энергичными лозунгами. Его внешний вид сам по себе представляет яркий образец художественной подвижной агитации и пропаганды.

Из этих 15 вагонов четыре представляют склады литературы, один магазин, по одному для кинематографа, электрической станции, конторы для отделения РОСТА и информационного отдела, в одном вагоне помещается административный штат, далее инструктора, в 3 вагонах командный состав и штат служащих, один вагон кухня-столовая,

От первоначально намеченного маршрута поезд отклонился по ряду причин. Из Москвы вышел 12 января 1919 г. в 2 ч. 45 мин. Поезд объехал весь Западный край: Латвию, Белоруссию, Литву, часть Украины, сделав остановки в 25 пунктах и пробежав 3590 верст...»

ЦГАОР, ф. 5007, ед. хр. 39

Поезд останавливался не только в городах, но и «на глухих станциях, где устраивались митинги для крестьян, которые, будучи предупреждены через Исполком по телеграфу о прибытии поезда, встречали его огромными толпами!»

Этот поезд совершил еще два рейса в 1919—1920 годах.

Знамя агитпоезда «Красный казак». 1920. Художник Н. Пашков

Кроме первого поезда имени В. И. Ленина в литературных и архивных источниках имеются сведения также о других агитпоездах, курсировавших по стране между 1919 и 1921 годами. Обычно они направлялись в районы, только что освобожденные от белогвардейцев и интервентов и особенно нуждавшиеся в агитационно-просветительной работе.

С одним из них, носившим название «Октябрьская революция», ездил председатель ВЦИКа М. И. Калинин. Поезд этот впервые выехал из Москвы 29 апреля 1919 года и в течение пяти лет совершил целый ряд рейсов.

Вагон агитпоезда «Октябрьская революция». 1919–1920

Поезд «Красный Восток» был направлен в Туркестан в январе 1920 года, «Красный казак» — на Дон и Кубань 9 апреля 1920 года, «Советский Кавказ» — на Северный Кавказ 1 июля 1920 года. Работы по оформлению второго поезда имени В. И. Ленина велись с апреля по июль 1920 года. «Красный железнодорожник» совершал рейсы по стране в 1920-м, а «Яков Свердлов» — в 1920—1921 годах. Третий поезд имени В. И. Ленина (переделанный из «Красного казака») вышел на Украину осенью 1920 года. Той же осенью предполагалось начать работы по оформлению поезда «Красное знамя», который должен был направиться в Западный край.

Вагон агитпоезда «Красный Восток»

Весьма возможно, что наряду с перечисленными выше существовали и другие агитпоезда. Так, например, в музее имени Бахрушина экспонируется модель неизвестного поезда, расписанного сюжетными изображениями, выполненными по эскизам И. Малютина, и текстами В. Маяковского.

Вагон агитпоезда «Октябрьская революция». 1919–1920

Как уже говорилось выше, художественное руководство росписью большинства известных нам поездов осуществлял И. И. Нивинский, что видно из сохранившихся документов:

«Договор 2 апреля 1920 г.

Мы, нижеподписавшиеся — заведующий отделом Агит.-Инструк. парпоездов ВЦИК Я. О. Буров и худ. Игн. Нивинский, заключили договор о нижеследующем.

Я, художник Игн. Нивинский, обязуюсь произвести художественный надзор и консультацию по агитационно-декоративной росписи тридцати двух стенок 16 вагонов поезда им. тов. Ленина, а именно:

1. Я, худ. Игн. Нивинский, представляю жюри Отдела эскизы художников коллектива «ИЗО — АГИТ», исполненные согласно лозунгов, утвержденных Отделом, и обязан сделать художникам указания для исправления эскизов, если таковые по постановлению жюри потребуются.

2. Я, Нивинский, обязан составить художественный план — расписание поезда по утвержденным жюри эскизам, разместив картины согласно идей лозунгов, колорита и поверхности стенок вагонов.

3. Во время исполнения художественно-живописных работ на стенках вагонов я, Нивинский, обязан наблюдать как за компоновкой и размещением картин на стенке, так и за художественностью выполнения картин и орнаментов и за соответствием с эскизами и предложенными Отделом лозунгами, имея в виду, что по окончании работ поезд должен представлять по художественности одно гармоническое целое. О всяком игнорировании моими указаниями по отношению художественной стороны дела я обязуюсь извещать Отдел, указывая мотивы и способ их выполнения.

4. По исполнении живописных работ я, Нивинский, должен сдать их жюри Отдела и обязан сделать указания коллективу по исправлению, если таковые по постановлению жюри потребуются». (Далее следуют условия вознаграждения художника Нивинского.)

ЦГАОР, ф. 5007, ед. хр. 27

Такие же договоры заключались с художниками, выполнившими роспись. Приведем один договор, датированный 6 мая 1920 года:

«1. Мы, коллектив «ИЗО—АГИТ», обязуемся расписать по утвержденным жюри Отдела эскизам 32 стенки 16 вагонов, 1 знамя, 2 портрета, 2 герба Инструкторско-Агитационного поезда имени тов. Ленина.

2. Работу мы, художники, обязуемся исполнить художественно, имея в виду художественный ансамбль поезда, следуя в работе своей указаниям жюри Отдела и его представителя художника Нивинского.

Изменения и дополнения, не условленные договором и отсутствующие в эскизах, оплачиваются особо. Срок окончания работы дает Отделу право передать ее другим художникам за счет коллектива... за живопись каждой стенки отвечает перед Отделом не художник, писавший ее, а весь коллектив «ИЗО—АГИТ» в целом...

Работы производятся в Перовских жел. дор. мастерских.

В дни работ выдается каждому члену коллектива: обед из 2-х блюд или одного в двойной порции, хлеба 1 1/2 фунта, заварку чая, сахару, еженедельно 1/4 фунта табаку, и мыла 1/4 фунта, и 1 кусок туалетного в месяц, халаты, ночлег».

ЦГАОР, ф. 5007, ед. хр. 27

Прежде чем приступить к работе, художники получали от редакционной комиссии подробную, напоминающую короткий сценарий разработку всего сюжета росписи.

Знамя агитпоезда «Красный казак». 1920. Художник Костеницын

После получения сюжетной разработки художники приступали уже к выполнению эскизов. Последние обсуждались и принимались или отклонялись на заседаниях жюри отдела. Протоколы таких заседаний дают известное представление о тех требованиях, которые предъявлялись к этим эскизам. Так, например, на собрании жюри в гостинице «Националь» в 1920 году (числа нет) Я. Буров говорит:

«1) что эскизы футуристического характера не будут приниматься, 2) если художниками не будет понята идея редакции, то отклонить». Та же причина неутверждения эскизов отмечается и в правилах оплаты работ.

«Принципиально оплачивать эскизы в случае их отклонения в уменьшенном размере... если художник добросовестно выполнил задание и лишь не выразил вполне идею».

ЦГАОР, ф. 5007, ед. хр. 27

Замечания членов жюри по отдельным эскизам носили чисто практический характер и касались обычно более четкого выявления основной сюжетной линии и точной реалистической трактовки деталей:

«Эскиз № 2 — С. В. Герасимова (учет товаров). Левую часть эскиза (завод) отнять... Указать, как с заднего крыльца выносят товары (кража)... У членов инспекции показать больше экспрессии, у одного из них должно быть выражение обличения, он указывает пальцем на подозрительный счет».

«Эскиз № 5 — Н. Тихонов (телефон). Телефон в городе показать старой системы на светлой стене. На рабочего надеть австрийскую куртку. Хорошие сапоги. Вид фабрики в окно, хорошую обстановку комнаты. Паровоз должен идти ярко и отчетливо, резко бросается в глаза. Дерево убрать, переставить старика в левый угол избы. Орнамент уничтожить, заменить другим, общим для всех вагонов».

«Эскиз № 6 — Мельникова (борьба с эпидемиями). Усилить колорит и разнообразить пятнами по картине. 1. Указать каменные ворота и езду по улице мимо ворот.

Телегу сделать натурально. 2. Покраску вокзала соответственно. 3. Стрижку ярче.

Воду разлить по полу. Гидропульты написать по натуре».

ЦГАОР, ф. 5007, ед. хр. 27

Как можно судить по этим замечаниям, жюри не ставило перед собой задачу давать оценку художественного качества работы, полагаясь, по-видимому, в этом вопросе на И. Нивинского и на высокий профессиональный уровень самих художников, среди которых были такие крупные мастера, как С. В. Герасимов, такие талантливые графики и живописцы, как Н. М. Кочергин, Д. И. Мельников, В. К. Костеницын, С. И. Пичугин, С. Е. и Н. Е. Тихоновы, Н. Н. Поманский и другие.

 

Вагон агитпоезда «Октябрьская революция». 1919–1920

После утверждения эскизов художники приступили к работе, которая производилась чаще всего в железнодорожных мастерских, где зимой бывало очень холодно. В одном из договоров даже есть пункт о том, что температура помещения должна быть не ниже 5 градусов тепла. Писать приходилось стоя на стремянке. Сперва наносился рисунок углем. Роспись выполнялась простыми клеевыми красками. Вместо палитры употребляли большой железный лист с загнутыми краями, напоминающий противень.

 

Агитпароход «Красная звезда». 1920–1921

Все живописные работы проводились обычно в рекордно короткие сроки, нередко в течение 2—3 недель. Но подлинный энтузиазм и горячая увлеченность своим делом, с которыми трудились художники, позволяли им в самых трудных условиях создавать яркие, выразительные произведения.

Вагон агитпоезда «Красный железнодорожник». 1920

Когда роспись заканчивалась, ее вновь осматривало жюри, состоявшее из представителей отдела агитпарпоездов ВЦИКа и других организаций. Приводим протокол такого просмотра:

«ПРОТОКОЛ
осмотра поезда ВЦИК «Красный казак» в Курских ж.-д. вагонных мастерских
14 марта 1920 г.

Председатель т. Полуян, за секретаря И. И. Нивинский.

Жюри в составе: от казачьего отдела: тт. Полуян, Коробов, Макаров, от отдела ВЦИКа тт. Буров, Нивинский, от Всерабиса т. Пашков и от Гос. изд.— Карпинский.

Производилась приемка художественно-живописных работ на стенках вагона поезда «Красный казак», осматривали каждый вагон, каждую стенку в отдельности, затем весь поезд прошел перед жюри.

Все стенки признаны приемлемыми с незначительными поправками в виде добавления звезд, подпруг и пр. Все замеченные недостатки предложено художникам исправить...

По приемке жюри обсуждало вопрос о премиях. Признало обязательным для Отдела Агит.-Инс. поездов выдачу коллективной премии всем работавшим художникам... высказало пожелание, чтобы премия была выдана продовольствием».

ЦГАОР, ф. 5009, ед. хр. 8

Рассматриваемая нами роспись является одной из очень интересных и совершенно незаслуженно забытых страниц истории советского декоративного искусства. В ней особенно ярко отразились характерные черты замечательной эпохи первых послеоктябрьских лет. Эпохи, когда произведение искусства не только должно было быть остро агитационным по своему содержанию, но и удовлетворить одновременно вкусам и знатоков и широких народных масс. Роспись агитпоездов и агитпароходов может быть особенно интересна потому, что художники сумели найти в ней ту своеобразную подачу материала, которая производила одинаково сильное впечатление как на многоопытных иностранных журналистов, так и на часто неграмотных крестьян. Об этом впечатлении красноречиво свидетельствуют отзывы современников:

«Я ездил, товарищи, в специально устроенном поезде ВЦИК, поезде «Октябрьская революция»... И когда я в первый момент подходил к нему, то, по совести говоря, мне немножко было страшно, так как этот поезд слишком уже своими разрисованными картинами бросается в глаза. И я думал, что представителям власти может быть не совсем пристойно ездить в таких поездах. Но когда я сделал одну поездку по Российской Советской Республике, то такой конфуз совершенно вытряхнулся из моей головы и я понял, что такой поезд действует наилучшим образом на массы. Всюду, где мы останавливались, он производил огромное впечатление и привлекал громадное количество населения. Население обходило его кругом, разбирало картины, спорило между собой (как грамотные, так и неграмотные), что из себя представляет данный рисунок. Мы слышали постоянные споры у того или другого вагона. Одним словом, эти поезда сразу сблизили с нами местное население».

Речь Калинина на заседании ВЦИКа 23 октября 1919 г. Сб. «Агитпарпоезда ВЦИКа», под ред. В. Карпинского, М., 1920.

«Целый ряд иностранных делегаций (английская, чехословацкая и др.), осматривавших поезда, были поражены художественностью картин и их ярким замыслом. Эта работа вполне оправдала себя, несмотря на то, что многие ответственные товарищи в Центре до сих пор не понимают, для чего нужно расписывать поезда. Лучшим доказательством необходимости бросать в население такие картинные галереи, которые развивали бы в трудящихся понимание искусства и призывали на борьбу с внешними врагами Республики и с хозяйственной разрухой, служат ответы, даваемые местными организациями в маршрутных анкетах».

Член комиссии по руководству литературно-инструкторскими поездами ВЦИКа В. Карпинский. Там же.

«Ейск, 16 авг. 1920 г.— Это невиданное дело, кажется, во всем мире. Картины художественны, вполне доступны пониманию даже совсем неразвитого и неграмотного гражданина».

«Чебоксары, 9 июля 1920 г.— Раскрашивать такого типа пароходы картинами революционного характера считаю необходимым, в противном случае пароход ничем не будет отличаться от других и не будет обращать на себя слишком большого внимания, что достигается при настоящем его виде».

«Ст. Кавказская, 12 июня 1920 г. — 1) «Пестрота красок и яркая выпуклость революционных картин в высшей степени необходима особенно для масс. Вызывает повышенный интерес со стороны даже самых апатичных и равнодушных. Даже недоброжелатели Советской власти сознаются, что большевики на агитацию мастера».

2) «Внешний вид поезда с его картинами о настоящем и прошлом неустанно заставляет поддерживать революционный дух в массах и безусловно приносит громадную пользу в смысле агитации».

Ответы на маршрутные анкеты ВЦИКа. Там же.

***

Ирина Бибикова — искусствовед. Публикуется по журналу «Декоративное искусство СССР», № 3 за 1965 год.

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!