История узоров чугунных мостов

В рубрике «Электроархив» мы републикуем знаковые статьи и материалы об искусстве, архитектуре, истории и культуре из оцифрованных изданий «Электронекрасовки».

Вплоть до конца XVIII века мосты строились только из дерева и камня. Металл использовался лишь для отдельных деталей и соединительных элементов.

Промышленная революция, начавшаяся во второй половине XVIII века в Англии, а затем, в ХIХ веке, охватившая страны Европы и Северной Америки, сопровождалась быстрым ростом металлургии. Это способствовало появлению и распространению металлических конструкций. На рубеже XVIII и ХIХ веков передовые строители начинают использовать чугун и ковкое железо, а в первые десятилетия ХIХ века эти новые материалы занимают прочные позиции в строительном деле —в том числе и в мостостроении. Высокая несущая способность чугуна, его стойкость к коррозии и относительно невысокая стоимость привлекли к нему внимание инженеров-мостостроителей во многих странах. Родиной чугунных мостов явилась Англия. Это было вполне закономерно, ибо в XVIII веке в итоге технической революции Англия по своему промышленному и экономическому потенциалу намного обогнала другие страны Европы.

Мост через реку Северн в городе Коалбрукдейле

В 1775 году инженер Абрахам Дэрби, владелец крупных металлургических заводов в городе Коалбрукдейл, и видный изобретатель инженер Джон Уилкинсон поставили перед собой задачу: перекрыть реку Северн в Коалбрукдейле чугунным мостом.

Один из первых чугунных мостов в Царскосельском парке, в районе Прудков

Мост поразил современников своим необычным, новаторским обликом. Его тридцатиметровый пролет свидетельствовал о технической эффективности нового материала. Исключительно малая толщина арки в замке, немыслимая в каменных конструкциях, наглядно выявила высокую прочность чугуна. Правда, и конструкция моста, и его архитектурные формы были еще далеки от совершенства, да они и не могли быть совершенны — ведь это был первый чугунный мост, и его создателям многие конструктивные и архитектурные вопросы приходилось решать впервые. И все же, несмотря на незрелость конструктивных и архитектурных форм Коалбрукдейлского моста, в его облике отчетливо проявились принципиально новые эстетические качества, присущие именно металлическим конструкциям, прежде всего — легкость, ажурность силуэта.

В конструировании чугунных мостов на рубеже XVIII и ХIХ веков наметилось несколько тенденций.

Первая тенденция — арки из чугунных ребер со сквозным надарочным строением — развивала конструктивные и архитектурные принципы Коалбрукдейлского моста. Первые мосты такого типа на европейском континенте появились в России — это были небольшие, но удивительно изящные пешеходные мостики, построенные в 1780-х годах в парках Царского села, под Петербургом.

Проект пешеходного чугунного моста. Инженер К. Полонсо

В проектировании этих сооружений приняли участие выдающиеся русские зодчие: Ч. Камерон, Ю. Фельтен, Дж. Кваренги и другие. Почти каждый из этих небольших мостов представляет собой подлинный шедевр архитектуры, с удивительным мастерством включенный в пейзаж окружающего парка.

Мост через реку Уир

Поиск более надежных технических решений привел к развитию второй тенденции в конструировании чугунных мостов. Их арки стали изготовлять из пространственных чугунных элементов: соединенные друг с другом как в продольном, таки в поперечном направлении, они образовывали прочный свод, «работающий» под нагрузкой как единое целое. Этот тип арок был впервые разработан и запатентован в 1788 г. американцем Т. Пэйном. Из чугунных блоков, отлитых по его проекту в Ротэрхэме (Англия), в 1796 году был сооружен мост через р. Уир в Англии. Пролет этого моста, достигающий 72 метров, явился убедительным доказательством огромных технических возможностей металла.

Один из самых оригинальных по конструкции чугунных мостов — мост Карусель в Париже, построенный в 1832—1834 гг. известным французским инженером К. Полонсо. Его три пролета длиной по 47,7 метра были перекрыты чугунными арками весьма своеобразной конструкции: в целях увеличения их прочности Полонсо спроектировал их полыми, составленными из двух половин, и заполнил их хорошо просмоленными деревянными брусьями.

Деталь моста Ватерлоо через реку Конвэй в Карнарвоншире

В своей книге, опубликованной в Лондоне в 1796 году, инженер Роберт Фултон (впоследствии — изобретатель подводной лодки и парохода) предложил весьма целесообразную, надежную и простую в изготовлении конструкцию чугунного моста со сводом, собранным из чугунных блоков-«ящиков», соединенных болтами. Через несколько лет перевод книги Фултона был издан в России. Предложенная им конструктивная идея привлекла внимание русских строителей. В их числе был и видный петербургский архитектор Василий Гесте. Несколько переработав и усовершенствовав конструкцию Фултона, в частности, введя дополнительные поперечные ребра-диафрагмы, Гесте в 1806 году построил в Петербурге первый чугунный мост — на пересечении Невского проспекта и Мойки. Это был первый городской транспортный чугунный мост в России. Мост оказался не только прочным и экономичным: его стройная пологая арка изяществом своих очертаний быстро завоевала художественные симпатии современников. В 1807 году проект Гесте был утвержден в качестве «образцового» (то есть типового). Таким образом, это был первый в истории мостостроения типовой проект металлического моста.

Первый чугунный мост в Петербурге, на пересечении Невского проспекта и Мойки

Сооружение целой серии чугунных мостов по «образцовому» проекту является одной из интереснейших страниц в истории развития метода типового строительства. И то, что эта серия появилась в России, в Петербурге, глубоко закономерно, ибо именно русские и особенно петербургские строители в XVIII веке и в первой половине ХIХ века широко использовали в строительстве «образцовые» (типовые) проекты.

Интереснейший ансамбль мостов сложился в 20—30-х годах ХХ века в верхнем течении Мойки.

Одним из первых в конце 1820-х годов был построен Первый Инженерный мост, пересекающий Мойку около Инженерного (бывшего Михайловского) замка, в том месте, где она впадает в Фонтанку. Мост, спроектированный преподавателем Петербургского института инженеров путей сообщения инженером П. Базеном, получил нарядную архитектурную отделку. Фасады арок декорированы накладными, отлитыми из чугуна изображениями античных щитов и шлемов. На мосту установлена красивая чугунная решетка, созданная по проекту архитектора Л. Шарлеманя.

Перила 1-го Инженерного моста

Изображения античного оружия — иногда документально точные, иногда стилизованные — включены в композицию решеток и фонарей еще нескольких мостов, сооруженных в 1830-х годах вблизи Марсова поля и Инженерного замка: Второго Инженерного моста, Нижне-Лебяжьего и Первого Садового. Не исключено, что архитектурный облик этих сооружений создавался при участии выдающегося русского — зодчего К. И. Росси (или хотя бы при его консультации). Напомним, что весь этот район был полностью перепланирован по проекту Росси; в проекте было намечено и расположение новых капитальных мостов. Декоративная отделка мостов напоминает «почерк» Росси, а решетки Нижне-Лебяжьего и Первого Садового мостов очень похожи на композицию нижней части ворот Михайловского дворца, нынешнего Русского музея, созданных по проекту Росси.

Перила Нижне-Лебяжьего моста

Использование в декоративной отделке мостов изображений античного оружия отнюдь не случайно. Эти атрибуты воинской доблести на решетках мостов и на фасадах их арок, стройные фонари, взлетающие ввысь на острых копьях, создают ощущение героической приподнятости. Образным языком стилизованных архитектурных форм они напоминают о военных бурях начала ХIХ века и о ратных подвигах русских воинов,

«..покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года».

Петербургские мостостроители сумели убедительно доказать, что мост может служить не только утилитарным, транспортным сооружением, но что архитектура мостов способна решать и определенные идеологические задачи.

Перила Демидова моста

Архитектурные детали мостов были исполнены русскими мастерами литейного дела с почти ювелирной тонкостью и тщательностью. Эти решетки и фонари можно рассматривать часами, любуясь строгим изяществом рисунка, великолепными пропорциями, внимательной проработкой каждой детали. Чугунные мосты пушкинской эпохи — это одна из самых интересных «галерей» того уникального «музея мостов», которым по праву гордится город на Неве.

 Центральная арка Николаевского моста. Проект. Чертеж 1844 года

Современники высоко оценили своеобразную красоту петербургских чугунных мостов. 1 сентября 1840 года, когда в Петербурге уже насчитывалось более дюжины чугунных мостов, «Художественная газета» писала, что они «по своей легкости, изяществу соответствуют общей красоте столицы» и что их облик, «составляя приятную противоположность с тяжелыми гранитными набережными, отличается своим оригинальным и вместе с тем превосходным стилем».

Перила Певческого моста

Перила Благовещенского моста

Исследование мостов, возведенных в Петербурге в первой половине ХIХ века, позволяет с полным основанием говорить о формировании особой петербургской школы мостостроителей. Деятельность этой школы отличается целым комплексом специфических особенностей. Среди них одной из главных было особо пристальное внимание, которое уделялось градостроительному и архитектурно-художественному аспекту мостостроения. Другой характерной особенностью было возведение мостов сериями, по «образцовым» проектам. Следует отметить, что если в конструкциях петербургских мостов широко применялись типовые элементы, повторяющиеся детали и даже целые однотипные своды, то архитектурный облик почти каждого моста стремились сделать индивидуальным, вводя архитектурные детали оригинального рисунка. Но при этом и силуэты мостов, и их архитектурное оформление решались в едином «художественном ключе», и это стилевое единство мостов и гражданской архитектуры тех лет во многом способствовало формированию того «строгого, стройного вида», которым славятся центральные районы Петербурга — Ленинграда. Понимание моста как одного из важнейших компонентов городского ансамбля, как синтетического произведения инженерной и архитектурной мысли, стремление сделать каждый мост не только технически целесообразным, но и добиться его высокого архитектурно-художественного совершенства — все это, безусловно, является одной из главных исторических заслуг петербургских мостостроителей. И если чисто технические параметры (размеры пролетов и т. п.) русских чугунных мостов уступают наиболее крупным сооружениям этого типа, возведенным в других странах, в частности, в Англии, то в художественном отношении произведения петербургской мостостроительной школы по праву могут считаться одним из высших достижений мировой архитектуры первой половины ХIХ века.

***

Автор: Андрей Пунин, инженер-мостостроитель, историк архитектуры. Публикуется по журналу «Декоративное искусство СССР», № 3 за 1973 год.

***

Больше про книги и интересные находки вы найдете в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!